Полувертикальный транспорт

Механизация строительных работ мосстроя

Моссовета почти все муниципальное строительство Москвы.
Первые попытки механизации строительных работ относятся к периоду 1924 — 25 года, когда строительство стремилось перейти к механизации вертикального транспорта, путем введения механической тяги по стремянкам.
Это примитивное разрешение вопроса целиком вытекает из подражания способу вы
возки материала при земляных работах, где крючник зацепляет вывозимую из котлована тачку с землей, помогая тачечнику преодолеть подъем по уклону. Замена крючника более мощной силой мотора позволила брать и бо
лее тяжелый груз, а затем от вывозки земли пе
рейти к тяге различных грузов по стремянкам. Конечно, подобное механизирование вертикального транспорта, так сказать, «полувертикальный транспорт» не давало сколько-нибудь значительных производственных, а тем более экономических эффектов.
В 1926 — 27 г. мы имели уже более серьезные попытки механизации транспорта на построй
ках. Большое распространение получил так называемый элеватор, представляющий собой трех
гранную, в отдельном случае четырехгранную деревянную шахту, внутри которой ходит бес
конечная цепь с подвешенными тарелочками. На каждую тарелочку накладывается 2, 3, 4 кирпича. Производительность такого элева
тора — в среднем 14 тыс. шт. кирпича за 8 часов. При 6 — 7-этажных домах и хорошей организации работ возможно получить некоторую экономию
в сравнении с ручной подачей. Но сравнительно большие расходы по установке и многократная
Механизация и машинизация в области строительных работ, в силу целого ряда, глав
ным образом, объективных причин, с большим трудом завоевывают себе надлежащее положение.
Задерживающим моментом здесь часто являются вопросы экономики, так как при
беспечном отношении к работе механизмов и больших накладных расходах, стоимость ме
ханической работы не только не дешевле, но в некоторых случаях и дороже, нежели обычная работа вручную. Но итти по линии наименьшего сопротивления, т.-е. отказываться от механизации стройработ, как это делалось в до
революционное время, нам, конечно, нельзя. Огромные объемы работ, вызванные к жизни Октябрьской революцией, требуют огромного кад
ра строительных рабочих. Недостаточное же количество каменщиков, штукатуров, слесарей и т. д. служило препятствием для развертывания стройработ прошлого сезона. Тем более оно сильно скажется на увеличенном на 30 — 40% объеме работ этого сезона и неуклонно будет тормозить развитие строительства из года в год дальше.
В работе по сохранению и переквалификации старых кадров и подготовке новых, ме
ханизация и машинизация даже в теперешнем состоянии, несмотря на весьма незначительный экономический эффект, занимают не по
следнее место, создавая условия уменьшения вспомогательной рабочей силы на единицу работы до 50 — 60%.
Одним из пионеров по внедрению механизации и машинизации в жилищное строительство является Мосстрой, ведущий по заданиям