девичьего монастыря, отличающихся в общем более привлекательной внеш
ностью, отсутствует солидность и добротность, к которой мы привыкли в Германии. Кроме финансовых за
труднений, эти недостатки, по моему мнению, отчасти обгоняются тем, что проектировщики не имеют непосредственной связи с производ
ством работ. Низкое качество отделочных работ, как я уже указал вы
ше, объясняется недостатком средств. По-моему, если учесть расходы на ремонт в дальнейшем, то экономия при производстве строительных работ может оказаться и нерациональной. Не
достаток в материалах надлежащего качества и ассортимента для отделоч
ных работ также играет значительную роль. Но, по-моему, более или менее низкое качество жилых зданий нельзя объяснить исключительно наличием вышеуказанных обстоятельств. Эти здания производят впечатление случайных решений. Если главная причина в недостатке средств, то не следо
вало бы применять угловых решений при планировке корпусов. Это, без
условно, удорожает строительство и не допускает его стандартизации.
По моему мнению, следовало бы наметить вполне благоустроенный тип здания, а затем, в зависимости от фи
нансовых затруднений, отложить до более благоприятных времен часть работ, как, например, штукатурка фа
садов, устройство балконов и другие работы, невыполнение которых не мешает заселению.
3. Некоторые общегражданские сооружения, возведенные за последние годы в Москве, представляют собою значительный интерес. На первом плане следует отметить частично возве
денное к настоящему моменту здание Электротехнического института. Про
ект этого здания разработан группой молодых архитекторов под руководством инженера Круг. Это здание яв
ляется блестящим примером новой советской архитектуры. Оно отличает
ся необычайной простотой линий. Приятно поражает, что архитектурные приемы обработки фасада не позаимствованы с западно-европейских образцов. Наружная окраска фасада в
белый цвет и тщательно продуманная внутренняя отделка помещений уве
личивают достоинства этого здания. Конструкция купола с краном, вращающимся по кругу,—блестящее тех
ническое решение. Минералогический институт [*)], построенный в 1926-28 г.г. по проекту архитектора А. Веснина, очень рациональная постройка, пре
красно продуманная во всех деталях. Большой бетонный стадион, построенный к Спартакиаде в Москве [**)], от
личается строгой целесообразностью без излишних украшений. Трибуны построены висящими, под ними уст
роены крытые террасы для гулянья. В конструктивном отношении этот ста
дион отличается от западно-европейских стадионов тем, что треку при
дана форма двояковогнутой параболы, что дает возможность на поворотах развивать скорость до 180 километров. Навесы над боковыми трибунами вполне гармонируют с общим планом ста
диона, в то время как башнеобразные надстройки у входа при их созерцании с внутренней стороны стадиона кажут
ся не вполне пропорциональными. Во время 1-й Спартакиады на стадионе присутствовало до 40.000 зрителей.
Из конторских зданий следует отметить дом «Известий». Здание телеграфа как в архитектурном отноше
нии, так и в смысле распланировки помещений является шагом назад. Жалко, что большинство новых общественных зданий окрашены в мрачный темно
серый тон, невыгодно выделяющийся на общем ярком фоне Москвы. Мне кажется, что в отношении выбора тонов для окраски фасадов у советских архитекторов наблюдается совершенно неуме
стная нерешительность. Неудачно выбрано место для постройки Института Ленина.
4. Архитектурные принципы не могут быть найдены систематическим путем, подобно законам техники и других прикладных наук. На них в
значительной степени влияют обще- * •
[*)]См. «Строительство Москвы», № 6 за 1926 г.
[**)] См. «Строительство Москвы», № 10 за I928 г.
культурные вопросы. Советские архитектора, подобно западно-европейским, главное внимание уделяют целесообразности и технической гра
мотности разрешения поставленных перед ними задач. Но в то же время у них имеется склонность к чисто
художественному подходу. Этот уклон особенно сильно выражен в архи
тектурном отделении ВХУТЕИН’а. Поэтому при его посещении я счел нужным подчеркнуть необходи
мость усиления практического образования. Страсть к посто
янным размышлениям на отвлеченные темы вредно отражается на творче
стве части советских архитекторов и, по-моему, она является причиной несколько мрачного характера некото
рых последних сооружений. К моему удивлению, я убедился, что среди советских зодчих существуют две груп
пы: одна группа увлекается формами и «играет» конструкциями, вторая
же группа, которую можно назвать конструктивистами, считает, что пра
вильное разрешение конструктивных задач—это все. Профессор Егоров, зам. директора библиотеки им. Ленина, показывая мне проекты нового здания библиотеки, совершенно правильно заметил, что даже при лучших плано
вых решениях для фасада могло бы быть найдено другое решение. Это доказывает, что даже и лучшие зодчие еще не вполне освободились от неко
торой «академичности» в этом отношении. Многие из тех, кто считает себя свободным от подобной ошибки, по существу недалеко ушли и являются подражателями западных архитекторов, главным образом, Корбюзье.
Формальный подход в разрешении архитектурных задач поощряется многочисленными конкурсами, устраивае
мыми в СССР. По моему мнению, творчество архитектора может быть плодотворным лишь в том случае, если все детали предварительно про
работаны совместно с заказчиком. Зачатки к логическому и свободному от всяких предрассудков творчеству среди советских зодчих наблюдаются,
и я надеюсь, что в основной массе они найдут правильный путь.
БРУНО ТАУТ.
Берлин.