П

РОЕКТ

ПЛАНИРОВКИ ПЕРОВО [*)]

Существующая планировка Перово и его окрестностей
Будущее Перово образуется слиянием двух городков—Перово и Кусково и пяти поселков — Н.-Гиреево,
Вешняки, Шереметьево, Чухлинка и Н.-Владычино. Территория этого
объединенного города частично примыкает к существующей муниципальной границе г. Москвы и заключается между Владимирским шоссе—с се
вера, Рязанским—с юга, Окружной и Казанской жел. дорогами — с за
пада и востока — точно установленной границы нет.
Вся площадь Перово входит в территорию Большой Москвы, что влечет за собой непременное соподчинение
планировки г. Перово общей схеме Большой Москвы.
Непосредственная близость города к Москве и вхождение в сферу ее вли
яния уже в настоящее время застав
ляют несколько остановиться на процессе роста Москвы как в отношении населения, так и террито
рии, так как эти обстоятельства имеют решающее значение при оты
скании планировочного решения для г. Перово. Процесс роста населения Москвы продолжает оставаться весьма интенсивным и за последнее время
дает почти постоянную ежегодную цифру прироста в 130—140 тысяч человек, что составляет около?процен
тов к имеющемуся населению. В то же время Москва живет в условиях чрезвычайного перенаселения. Норма жилой площади опустилась до 5,6 м^2 на человека.
Тяжелый жилищный кризис заставляет не только приезжее, но и коренное население Москвы искать выхода в расселении в подмосковных городах и поселках. При этом, будучи связанным работой с Москвой, насе
ление ищет наиболее простого, быстрого и дешевого способа передвижения к месту работы, и поэтому, естественно, процесс расселения, главным образом, происходит по наиболее совершенным путям сообщения, т.-е. по жел. дорогам. Радиус сферы влияния Мо
сквы в процессе расселения определяется временем, потребным для передвижения к месту работы и обратно. С электрификацией пригородного движения, несомненно, увеличится как скорость передвижения, так и радиус сферы влияния Москвы.
В процессе роста Москвы первым этапом является появление пригородов, вытянутых вдоль шоссейных дорог. Этап следующий — дачные поселки, расположен
ные по жел.-дорожным линиям. Они неуклонно растут, вытягиваясь вдоль жел. дорог, превращаются в места не только дачного, но и постоянного жительства, и образуют нечто вроде лучей, отходящих от основного ядра
города: город растет звездообразно. По мерс роста по
селка в ширину, пазухи между отдельными лучами начинают уменьшаться, а с организацией других видов сообщения, трамвайного и автобусного, заполняются совсем: город обрастает кольцом пригородов. Расширение муниципальной границы фиксирует определен
ный этап роста города. Все сказанное подтверждается нижеследующим:
1) За время с 1923 по 1926 г. города и поселки Московского уезда дают следующий прирост населения: фабричные города (Люберцы, Люблино. Перово, Мытищи, Щелково)+ 49% прироста. Дачные города (.Кунцево, Лосиноостровская, Кусково, Пушкино) + 55%. Поселки городского типа + 40% [**)] Столь высокий про
[*)] Проект составлен инженерами А. М. Якшиным и И. И.
[**)] «Московск. уезд» изд. МУИК. Москва, 1927 г., стр. 21—20.
цент прироста населения за три года никак не может быть отнесен за счет естественного роста самих подмо
сковных городов, а может быть объяснен лишь тем процессом расселения московского населения, о котором говорилось выше.
2) Все города и поселки, нанесенные на план окрестностей Москвы, размещаются в зонах влияния
жел. дорог, что, несомненно, доказывает факт процесса расселения по путям сообщения. Исключением, еще более подчеркивающим это положение,является поселок
Хорошевский Серебряный Бор, расположенный на автобусной магистрали.
Схемой Большой Москвы промышленный район проектируется в юго-восточной части современного города, захватывает часть Рогожско-Симоновского рай
она и площадь в секторе между Рязанским шоссе и Москвой-рекой. Такое расположение ниже существующего города по течению р. Москвы в то же время наи
более благоприятно в отношении господствующих ветров. Непосредственное соприкосновение промышлен
ного района Большой Москвы с территорией Перово позволяет не выделять в последнем специально такого же района.
Взаимное расположение населенных пунктов, входящих в состав г. Перово, показано на чертеже. Из рас
смотрения схемы существующей застройки можно убедиться, что эти населенные пункты уже фактически сливаются. Между ними остаются лишь небольшие незастроенные пространства. Вся средняя часть города занята быв. Шереметьевским и Кусковским парками и застройке не подлежит. Объединение всех отдельных пунктов в единый город напрашивается само собой.
Расширение территории нового города можно мыслить лишь в направлении к Владимирскому шоссе, где име
ются обширные свободные земли, пригодные для застройки. Из той же схемы можно судить, насколько разрознены все поселки по своей структуре и насколько велика трудность слияния их в одно планировочное целое. Эта трудность подчеркивается еще тем, что вся территория города разрезается двумя жел. дорогами на три изолированных друг от друга части. Кроме того, на ряду с известной правильностью планировки (Ново

ПЛ
А
Н
И
Р
О
В
К
А

М

О
С
К
В

Ы