Германская кино- индустрия и ее перспективы

(От нашего берлинского корреспондента).
Германская кино-индустрия начала свое развитие приблизительно с 1912 года. Война несколько затор
мозила его, и лишь инфляция, давшая этой промышлен
ности, как экспортной, широкие возможности дешевого применения труда, привела ее на ту высоту, поддержать которую стоит теперь больших усилий. Кризис, созданный послеинфляционным периодом, еще далеко не ликвидирован и, несмотря на большое количество уже при
несенных германской кино-индустрией жертв, не исчезли те явления, которые говорят нам о возможностях новых потрясений.
Основным из этих явлений следует считать отсутствие кредита.
Разросшиеся предприятия требовали и требуют их. Переход на нормальные хозяйственные рельсы, который в сущности продолжается в германской кино-индустрии и по сие время, не может пройти без финансовой по
мощи, размеры которой внутренний рынок удовлетворить не может.
Помощь же иностранного капитала означает утерю самостоятельности в производстве. Ее может оказать лишь американская кино-индустрия, уже давно пере
ставшая опасаться конкуренции Германии не только на своем внутреннем (за три года куплено две картины!), но и на мировом рынках и лишь желающая за
хватить в свою полную эксплоатацию рынок германский, представляющий со своими более чем 3.500 театрами интересный объект для американской продукции. Естественно, что финансовая помощь, полученная герман
ской кино-индустрией, с этой стороны будет означать ликвидацию национальных задач этой индустрии, при чем, чем больше будут размеры этой помощи, тем основательнее будет ликвидация.
Казалось бы, германской кино промышленности известно изложенное положение, вещей. Ей известно также
напряженное внимание, проявляемое американцами к малейшим ее затруднениям. Ей известно, что та ее часть, которая прибегнет к помощи американского капитала, явится брешью, через которую этот капитал проникнет в Германию. Последствия же этого проникновения легко себе представить. Непременным условием „помощи
ставится увеличение эксплоатации фильм американской продукции в Германии. Следствием этого явится сокра
щение местной индустрии. Все это диктовало (да и Диктует сейчас) необходимость тонкого и осторожного маневрирования в составлении производственных про
грамм и их осуществлении. Требовался точный учет своих финансовых возможностей и максимальное сокра
щение расходов по собственному производству. Однако, инфляционные методы настолько внедрились в политику германской кино-индустрии, что задачи эти оказались ей не под силу. Результатом явилась ликвидация це
лого ряда германских производственных (Trianon, West), Oswald, Niwo и др. более мелкие) и прокатных обществ, а также значительное повышение участия иностранного капитала (конечно, американского) в ряде других (Ufa, Defa и др.).
Процентное отношение демонстрируемых в Германии американских фильм к общему количеству программ возросло с 39% в 1924 году до 62% в 1925 г. [*)].
На ряду с процессом распада элементов германской кино-индустрии, оказавшихся мало устойчивыми при тяжелых условиях послеинфляционного периода, — шел про
цесс укрепления и дальнейшего оздоровления жизненных элементов. Уфа, Фебус-Фильм, Терра-Фильм, Емелька- Концерн, Националь-Фильм и несколько других более мелких фирм составляли их ядро. Им в значительной
[*)] Цифры — из сборника, изданного Центр. Организ.
Герман. Кино-Индустр., 1925 г., сентябрь.
Итоги театрального сезона.
(Московский диспут).
Под таким названием прошел недавно в театре МГСПС диспут, устроенный по инициативе московского бюро пролетстуда. Тема диспута в процессе бурной дискус
сии значительно разрослась и вылилась в оживленные дебаты о сущности наших театральных исканий за последний период и перспективах на ближайшее будущее. В диспуте принимали участие видные партийные работники, режиссеры, актеры, театральные общественные деятели и критики; кроме того, были выступления из публики. Открыл диспут тов. Владимиров.
Основным докладчиком был тов. Пельше.
Тов. Пельше, остановившись подробно на постановках текущего сезона и особенно подчеркнув такие постановки, как „Шторм , „Рычи, Китай , Загмук ; „Косматая обезьяна , „Яд пришел к тому естествен
ному выводу, что, если мы и не имеем в настоящее время то, что нам нужно, то во всяком случае явля
емся обладателями больших достижений и успехов в нашем театре.
Несомненно, мы ушли от агитки и плаката и подошли к серьезной революционной пьесе.
Следующим за тов. Пельше выступил наркомздрав тов. Семашко, выступление которого произвело боль
шой фурор. Дискуссионные страсти разгорелись, и атмосфера стала напряженной. Оговорившись, что он не является присяжным театральным критиком и пред
ставляет собою так сказать „vox populi (глас народа), тов. Семашко крепко прошелся по адресу реформато
ров в искусстве. „Мы — сказал тов. Семашко, — никоим образом не можем быть „Иваном непомнящим в искусстве. Строить новое нужно, как можно лучше пе
реваривая старое. Так как сильных художников в настоящее время нет, то надо присматриваться к старым.
Приветствовать поворот к революционному репер
туару надо, но как можно легче на поворотах .
Выступления следующих товарищей так или иначе имели в виду сказанное тов. Семашко.
Тов. Плетнев (председатель Пролеткульта) кратко формулировал выступление тов. Семашко. По тов. Се
машко надо, оглядываясь назад, итти вперед, а понашему надо итти вперед, оглядываясь назад. А в такой постановке вопроса существенная разница.
Тов. Диамент (МГСПС) указал, что массовый рабочий зритель попрежнему продолжает стучаться в двери театров. Некоторые постановки текущего сезона рабочий зритель приветствует, но все дело в том, что двери многих театров попрежнему закрыты для рабочего зрителя. Только театр им. МГСПС прочно связан с профсоюзной рабочей массой. Остальные театры должны последовать этому примеру.