Дети ждут свою фильму

Вопрос о кино-ленте для детей стоит перед нами но первый год. Отсутствие нужных фильм для детей города ощущается работниками Соцвоса уже восьмой год. Уже восьмой год для детей подбирают „из ста
реньких кино-фильмы и показывают то, что прямо
противоречит задачам социального воспитания — то, что развивает дурной вкус. Сейчас, когда мы подошли вплот
ную к работе в деревне, вопрос этот делается еще более актуальным, требующим к себе внимательного отношения и разрешения. Что кинематограф любим детьми, что его
можно и должно использовать в воспитательных целях, — вряд ли но всем ясно. Так же ясна и практичность этого начинания. Как бы мы ни пропагандировали важность театра для детей, который, кстати сказать, ко
нечно, более ценен, чем кинематограф, мы еще очень долго не сможем иметь театр для детей не только в деревне, но и во всех больших городах. И то обстоя
тельство, что в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве мы имеем уже театры для детей — является большим вкладом в нашу педагогику.
Итак, для массовой, художественно-педагогической работы ориентация на кино кажется нам наиболее правильной. Что же мы имеем до сих пор в области детской кино-фильмы?
1) Картины для детей, оставшиеся нам в „наследство“ от дореволюционных времен, вроде „Сказки о мертвой царевне , „Снегурочки , „Диких лебедей . Общее правило для этих картин — кончаться „цирками и свадебками и поражать... своей нехудожественностью. К этим же картинам приходится отнести — „Морозко , к сожалению, поставленную Русью-Межрабпома очень недавно, правда, более тщательно в постановочном отношении, но так же безграмотно с точки зрения воспи
тательной и слащаво до-нельзя. К сожалению, эта лента имеет очень большое распространение и сейчас по СССР.
2) Ввозные картины, с участием Д. Куган, Бэби Педжи и других иностранных детей — премьеров, в боль
шинстве случаев имеющих кинематографический интерес, но с неизменными сиротками, их злыми мачехами или другими „семейными угнетателями , с медальоном, в котором содержится портрет с покойной ангелом - ма
терью и добрым благодетелем в конце. Иногда, впрочем, „бедный крошка подучает наследство или подрастает и счастливо женится на доброй и обеспеченной девице. В таких случаях на сеансы для взрослых советские монтажеры обычно не в силах изрезать всю фильму — пишут „обличительные надписи и на этом успокаива
ются, считая мировую революцию спасенной. Для детей
это делать бесполезно. Надписей они все равно почти не читают и напряженно следят только за действием. Вывод ясен. Не буду касаться отдельно заграничных картин для взрослых, которые посещаются и будут по
сещаться детьми (особенно подростками), пока не будет достаточно интересных специальных фильм. Особенно привлекает детей приключенческая фильма, „детектив . Недавно приезжавшая в Москву учительница из Батуми рассказывала, что среди детей-завсегдатаев кино была проведена анкета, выясняющая детские идеалы, — и выяснилось, что наибольший процент желает быть... „жуликом заграничной марки .
3) Научные картины. К сожалению, действительно, популярно-научных картин у нас очень мало, — и ду
мается, что возможность ввоза, если пока нет возможности поставить серьезно эту работу у нас, должна быть больше использована. Такие картины, как „Аме
рика (из заграничных), „Великий перелет (из наших картин последних выпусков) — чуть ли не единственно
приемлемые из показанных детям за эти годы. Нечего говорить о том, что нужная картина должна освещать большую, интересную область. Несколько „научных
картин в один сеанс вроде „Разлива Сены , „Ловли
бабочек , „Памятников Венеции и проч., которые, к слову сказать, тоже показывались детям за это время, в корне противоречат комплексному методу, принятому ГУСОМ, да и просто здравому смыслу и, конечно, не могут вызвать настоящего интереса детей
4) Картины советского выпуска. Из картин, созданных для взрослых, такие, как „Красные дьяволята , „Броненосец Потемкин и т. д., можно и нужно пока
зывать II ступ., и подросткам. Однако, если отобрать для II ступ, можно немного, то для детей 8—12 лет, т. е. для I ступ., надо сознаться в своей нищете. Правда, были попытки весьма несистематические и несерьезные, следствием которых явились 2—3 фильмы, силящиеся представить пионеров; но об этом нельзя говорить серьезно, так как это ни с какой стороны не искусство, а если и воспитание, то скверное, тенденциозное, не могущее вызвать у детей ни настоящего волнения, ни радости, ни хороших мыслей, ни творчества. Вот, ка
жется, и все. Недавно один пионер-работник жаловался на то, что пионеры в пионерских сценариях и фильмах не вызывают сочувствия зрительного зала. Скорее со
чувствуют тем, кто пионерам противопоставляется. „Да оно и понятно , — мрачно добавил он, — „делают из пионеров каких-то христосиков с галстуками. Ясно, что сочувствие на стороне живых людей .
Итак, положение на детском кино-фронте более чем скверное. При теперешнем положении вещей, тяге ребят к кинематографу приходится чуть ли не опасаться. А между тем в 21—22 № журнала „Барабан , одного из лучших наших пионер-журналов, в статье под заглавием „Организуйте работу звена безоговорочно ре
комендуется посещать детские кино-утренники. Кто мо
жет возражать против этого принципиально? Но повторяю, тем более ненормально теперешнее положение вещей. Тем более необходимо осознать его и вплотную подойти к созданию детских фильм настоящего качества.
Практические работники наши уже имеют не только мысли и пожелания по вопросу о том „Какой же должна быть детская кино-фильма , но и фиксированные наблюдения над детским восприятием показанных кино
фильм. Это материал богатейший и ценнейший, — и как только мы вплотную подойдем к работе по созданию кино-фильмы для детей, вопрос этот надо будет осветить в печати. Доказательства от противного иногда заставляют сделать очень ценные заключения.
Итак, пора, давно пора приступить к постройке детской кино-фильмы.
Потребуется много исканий, много практической работы, прежде чем придем к цела, том более нельзя этого
вопроса откладывать. Советский ребенок уже давно ждет советскую фильму.
НАТАЛИЯ САЦ