Еще раз об эстраде [*)]

Об эстраде заговорили вновь и разом — „Жизнь Искусства (Петербургский и ответ ему М. Падво) и „Рабочий театр (Я. Рубежов). Это хорошо и показательно. Хорошо — что пресса опять ставит перед вниманием общественности этот достаточно уже наболев
ший вопрос. Показателен — характер статей. До сих пор разглагольствования об эстраде шли по линии наи
меньшего сопротивления — ее ругали и только. Все, кому не лень Теперь мы уже видим стремление к объективному подходу. Не только констатируется обветшалость эстрадного репертуара, но и намечаются способы выпрямления его художественно-идеологической сущности.
Отошлем незнакомых с истоками постановки вопроса к указанным статьям с тем, чтобы по суммировании их сделать кое какие начальные и азбучные выводы.
Последние же могут быть двоякими. Реорганизация эстрады, как таковой — необходима. В то же время мы должны памятовать, что эстрада, сама по себе, не является специфическим родом искусства (как опера, драма, балет иди музыка). В огромном большинстве она есть лишь совокупность этих самодовлеющих элементов, преломленная через призму приближения их к объекту и приспособления к обстановке.
И лишь—не ступенью, а целой лестницей ниже— стоит особый вид эстрадного искусства, отклоняю
щийся — правда, очень резко—в сторону варьетэ или мюзикхолла, но имеющий в основе своей те же театральные признаки.
Подтвердим это схемой эстрадной программы, подразделенной на две группы (приспособляющуюся и чистоэстрадную).
Вокальное-1. Опера, как таковая, поданная отрывками (наиболее употребительно).
2. Романсы, „песенки настроения и др. „интимный репертуар.
Хореграфическое -
1. Кусочки из классического и
др. балета.
2. Характерный, салонный, эксцентрический и пр. танец.
Музыкальное-1. Солисты - инструментальщики, трио, квартеты и пр. с серьез
ным репертуаром.
2. „Виртуозы всех мастей, музыкальные эксцентрики и т. д.
Драматическое1. —
2. Мелодекламация. Комедийное-1. —
2. Куплетисты-рассказчики и пр.
Такова формальная сущность теперешней эстрады. Нужно ли говорить, что первые элементы — приспособ
ляющиеся к условиям эстрадной площадки — не всегда действительны при такой обстановке, а вторые подчас просто нетерпимы в условиях нашей современности по
[*)] К этому вопросу редакция еще раз вернется.
соображениям идеологическим, художественным и многим другим.
Поэтому, говоря о постройке новой эстрады, можно понимать только два ее вида:
1. Оставление прежней формы эстрадной программы и лишь коренное изменение ее содержания.
2. Изменение и формы и содержания. Т. е., создание уже какой-то совершенно новой советской эстрады, построенной ио совершенно иным признакам, чем прежде.
Понятно, что осуществление второго варианта (может быть, и наиболее действенного) невозможно сейчас по многим причинам и есть лишь дело отдаленного будущего.
Поэтому работа по реконструкции современной эстрады сейчас должна свестись, главным образом, к приданию нового содержания ее прежним формам и
только отчасти к их видоизменению (скажем, живая газета—абсолютно новый вид эстрадной программы).
Но даже и в этой работе мы не можем действовать, что называется, „с кондачка . Только путем углубленной исследовательской работы — эволюционно — су
меем мы перестроить на нужный лад и подчинить себе эстраду.
И здесь работа, опять-таки, может итти в двух направлениях:
1. Отбора уже имеющихся материалов, пользуясь новой литературой, поэзией, музыкой, балетом и проч. (к каковому, в сущности, еще и не приступили [*)].
2. Творческой работы по созданию здорового и выдержанного идеологически нового эстрадного репертуара (о каковой попытке н пишет в своей статье т. Рубежов).
Только действуя таким образом, сможем мы добиться положительных результатов. А то, что они нужны сей
час „до зарезу — очевидно всякому, и едва ли приходится прибегать к прежнему способу разговоров—ру
гани с пеной у рта — видя все ту же безалаберщину и, больше того, мертвящую пошлость, прочно сидящую на подмостках нашей эстрады сейчас.
Помимо этого мы не должны забывать и того, что всякая художественно-идеологическая работа строится лишь на основе крепкого материального базиса. А ни для кого не секрет, что у нас до сих пор неблагопо
лучно в материальной части этого дела. Подчас артист при всем желании изменить свой репертуар не может этого сделать, материально необеспеченный и зависящий в своем заработке от администраторов кино-театров, устроителей концертов и др., требующих нездорового, но „коммерчески-выгодного репертуара. Подтвержда
лось это многократно. Следовательно, нужны какие-то меры и здесь.
И только пройдя через все эти Сциллы и Харибды эстрадного моря, можем мы требовать от нее нужный и современный репертуар. Пока же мы только собираемся проходить...
Настоящая статья не претендует ни на полноту, ни на открытие „Америк . Думается, что основная ее цель—резюмировать положения уже названных статей.
ВЛ. НЕДОБРОВО.
[*)] Если не считать единичных и мало удачных исключений — Утесова с рассказами Зощенко или Хенкина с техническими словами Пантелеймона Романова В.Н.