ный корпусъ, подымающаяся часть котораго,
украшена полукруглыми окнами, а къ торцовымъ фасадамъ его приставлены прелестные, полукруглые, въ классическомъ стилѣ, входы. Во
кругъ растутъ огромные тополи и, получающійся, такимъ образомъ, пейзажъ представляетъ со
бою исключительную прелесть.
Упомянемъ еще о „павильонѣ любви“, поставленномъ, какъ полагалось, на уединенномъ островѣ, окружен
номъ со всѣхъ сторонъ водою. Состояніе павильона довольно печальное.
Въ еще большемъ запустѣніи находятся во
рота, поставленныя какъ разъ противъ дома, въ паркѣ, и черезъ кото
рыя, яко-бы, въѣзжала въ Очкино Екатерина II.
Почему-то съ тѣхъ поръ ворота эти столь свя
щенно оберегаются, что ихъ ни разу не ремонтировали, сохраняя въ та
комъ видѣ, въ какомъ
онѣ были тогда. Однако, подобная чрезмѣрная щепетильность въ дѣлѣ обереганія памятника старины пагубно отозвалась на немъ, и хотя теперь ворота— очень живописная руина, но года ихъ сочтены!
Фогель-фонъ-деръ-Фогельштейнъ. (Семейный портретъ Судіенко).
(Изъ картинной галлереи Очкина).
***
Въ обширномъ вестибюлѣ, ведущемъ прямо въ расположенный посрединѣ дома огромный двухсвѣт
ный залъ, прекрасная обработка стѣнъ помощью ко
лоннъ. Плафонъ, какъ частью и бѣлая роспись на синемъ фонѣ залы, выполненъ манерою Sgraffitto. Посрединѣ зала огромная ваза; съ потолка свѣшивается люстра, необычайно большого размѣра — подобіе хрустальнаго дерева; всѣ стѣны украшены декоративными портре
тами русскихъ государственныхъ дѣятелей и знаменитыхъ людей и портретами царей изъ дома Романовыхъ (извѣстная серія: одна изъ такихъ въ Очкинѣ).
Прежде чѣмъ перейти къ подробному ознако
мленію съ предметами,
украшающими Очкинскій домъ, слѣдуетъ выдѣлить то, что представляетъ наибольшій художественный интересъ. Это необходимо, во-первыхъ, по
тому, что въ Очкинѣ, вообще, такъ много интереснаго матеріала, что говорить обо всемъ на страницахъ этого журнала по
ложительно невозможно— подробное описаніе потребовало бы нѣсколько но
меровъ или могло бы умѣститься лишь въ отдѣльную книгу — а, во-вторыхъ,
Павильонъ — пристань. Фот. Г. К. Лукомскаго.
для Очкина наибольшій интересъ представляютъ вещи эпохи Екатеринин
ской, какъ вещи того же
стиля, что и архитектура дома.
Предметы мебельнаго убранства дома — диваны, кресла, шкафы, комоды, также люстры, рамы кар
тинъ, а особенно части обработки стѣнъ — подзеркальники, рамы зеркалъ, boiseries надъ ок
нами и дверями (dessus des portes) интересны для насъ въ Очкинѣ болѣе всего.
Послѣ вестибюля, гдѣ отмѣтимъ еще бюстъ Безбородко, войдя въ огромный залъ, остано
вимся передъ небывалой по величинѣ и велико
лѣпной по композиціи люстрой, съ голубымъ стекломъ грушевидной формы внутри ея, въ видѣ сердцевины. По
добныхъ люстръ въ домѣ было еще недавно очень много. Трудно даже на
звать это соединеніе бронзы и хрусталя — лю
строй... Это фантастическое дерево, это блестя
щій, волшебный фонтанъ. Когда, зажженная она
играетъ своими хрусталями, получается впечатлѣніе елки, подвѣшенной къ потолку...
Было уже упомянуто о портретахъ, покрывающихъ всѣ свободныя мѣста простѣнковъ. Кромѣ нѣсколь
кихъ рядовъ портретовъ по низу, изъ нихъ сдѣланъ еще поясъ по фризу. Выше идетъ лѣпка — богатый карнизъ, и еще выше, на высотѣ полукруглыхъ оконъ — богатѣйшая орнаментальная роспись: это на
поминаетъ роспись стѣнъ виллы, принадлежащей нынѣ conte Valmarana въ Lonedo. Особенно хорошъ фризъ вѣнчающаго карниза изъ вѣнковъ и изобра
женія римскихъ руинъ въ медальонахъ, напоминающія пейзажи Peresinotti или Huber Rober’a.
Въ залѣ просты, но хороши печи стиля Людовика XVI и мебель того же стиля, представляющая, однако, меньшій интересъ, какъ болѣе современная.
Отмѣтимъ еще въ двухъ пройденныхъ комнатахъ четыре прелест
ныхъ жирандоли, черные съ золотомъ канделябры и полотна кисти Вувермана и Ванъ-деръ-Вельде.
***
Въ гостиной три замѣчательныхъ подзер
кальника, рамы зеркалъ и boiseries всей отдѣлки чистѣйшаго стиля Людовика XVI. Здѣсь изображены корзины съ цвѣ
тами, бубны, стрѣлы, кол
чаны и проч. эмблемы. Рисунокъ этой рѣзьбы изъ дерева выполненъ