съ необычайною нѣжностью, тонкостью и, вмѣстѣ съ тѣмъ, не сухъ (какъ это непремѣнно было бы въ соотвѣтствующемъ современномъ издѣліи), а со
ченъ и мягокъ. Здѣсь же находится чудесный органъ, темнаго орѣховаго дерева съ изысканной бронзовой арматурой. Всѣ предметы французскаго мастера въ духѣ Neufforge’a.
Здѣсь двѣ картины, приписываемыя Теньеру, и хорошая небольшая люстра.
Въ столовой также люстра „съ краснымъ стекломъ“. Интересенъ плафонъ „съ фруктами“, че
редующимися видами античныхъ бѣлыхъ по
строекъ, выдѣляющихся на розовомъ фонѣ, подобно камеѣ. Изъ картинъ, украшающихъ сто
ловую, отмѣтимъ одного несомнѣннаго Liotard’a (двѣ чудесныя пастели—
„фрукты“). На полотнѣ подпись: „peint par Jean
Etienne Liotard, agé de 80 ans — 1782“. Въ столо
вой, красивая печь стиля Людовика XVI.
Въ другой гостиной надо отмѣтить: печь, пла
фонъ съ изображеніемъ треножниковъ и розасомъ посрединѣ, три чудесныхъ зеркальныхъ обрамленія и удивительную бронзовую
„горку“ Людовика XVI съ шаромъ наверху и пирамидами и лирами понизу. На „горкѣ“ сервизъ. Здѣсь лучшіе въ Очкинѣ предметы богатѣйшаго собранія фарфора и хрусталя. Упомянемъ о вазочкѣ Импера
торскаго завода, Павловскаго времени, о вазахъ съ пейзажемъ, Александровскаго времени; много предме
товъ завода Миклашевскихъ (ближайшіе родственники Судіенко). Кстати, отмѣтимъ замѣчательный фарфоро
вый сервизъ на нѣсколько десятковъ лицъ, хранящійся нынѣ не въ Очкинѣ, а въ домѣ, принадлежащемъ Су
діенко въ Новгородъ-Сѣверскѣ. Этотъ фарфоръ Екатерининскаго времени, удиви
тельной сохранности, былъ взятъ для Высочайшаго стола во время пребыванія Государя въ Черниговѣ въ 1911 г.
Отмѣтимъ еще въ этой го
стиной изумительную мебель стиля переходнаго отъ Людовика XV къ Людовику XVI.
Восхитительна и роспись изъ орнаментовъ, бѣгущихъ по краю потолка. Хороши
овальныя рамы портретовъ съ вѣнками и бантами лентъ. Великолѣпны полы стариннаго паркета...
М. К. Судіенко (въ Очкинѣ).
Собств. фотогр. „Ст. и Ус.“.


Гербъ рода Судіенковъ.


***
Далѣе, вдоль по другому фасаду, зеленый большой кабинетъ, соотвѣтствующій въ строго симме
тричномъ планѣ дома — столовой съ другой стороны. Здѣсь примѣшивается мебель „Жакобъ“.
Въ этихъ комнатахъ полотна кисти Боровиковскаго — портретъ прадѣда владѣтеля дома; портретъ
кн. Кантемира, кисти Д. Левицкаго; портретъ гр. Безбородко, работы Vogel von Vogelstein’a; портретъ гр. Румянцева, его карлы и карлицы (интересны въ бытовомъ отношеніи); портретъ Имп. Павла на ме
дальонѣ (безъ подписи автора). Интересны рисунки: виды Кіева, виды Михайловскаго монастыря, Софій
скаго собора и др.
Въ слѣдующей комнатѣ — угловомъ кабинетѣ, находится портретъ ра
боты Винтергальтера, изображающій дѣда Е. А. Судіенко. Въ этомъ кабинетѣ прелестные зеленые обои съ вертикально сбѣгающими гирляндами фруктъ. И здѣсь зеркаль
ное обрамленіе. Отличный письменный столъ стиля Людовика XVI съ двумя пирамидами изъ мрамора по бокамъ и съ часами посрединѣ, комодикъ съ отличными ручками...
***
Дѣлая краткій обзоръ предметовъ, надо упомянуть всетаки о прелестныхъ миніатюрахъ въ го
стиной (изъ которыхъ нѣкоторыя, напр. подпи
санная Cantemir А. D. R. и датированная 1785 г., отличны); о фарфорѣ (есть рѣдкія марки англійскаго фарфора съ короной), о многихъ отличныхъ предме
тахъ мебели въ двухъ полузалахъ, примыкающихъ къ центральному залу, о картинахъ мастеровъ иностранной школы.
Въ антресольномъ этажѣ изъ комнатъ примѣчательна только спальня съ колоннадою. Много старинной мебели, милой, уютной, но не предста
вляющей собою особаго художественнаго интереса; много люстръ (всѣхъ до 20) и фонарей, нѣсколько
хорошихъ портретовъ (напр., Bardou 1824 года и другихъ мастеровъ).
Въ комнатахъ флигелей также есть много интересныхъ портретовъ (напр., при
писываемый Брюллову) и большое количество фар
фора — всѣ стѣны увѣшаны имъ...
***
Очкино представляетъ художественное средоточіе предметовъ, средоточіе осо
бенно цѣнное потому, что оно типично для стиля, столь мало представленнаго у насъ въ Россіи, и не только въ провинціальной Россіи, но и
въ столичной. Тѣмъ болѣе надо пожалѣть о печальномъ
конструктивномъ состояніи дома, построеннаго, какъ было сказано, наспѣхъ, помощью бутафорскихъ средствъ. Домъ весь изъ дерева и лишь оштукатуренъ; система отопленія старинная... Высохшее, обра
тившееся въ труху дерево. Поднявшись, напримѣръ, на хоры зала, можно замѣтить, что покосились уже