ИСТОРИЯ и ТЕОРИЯ


У ДРЕВНЕЙШИХ ИСТОКОВ ДРАМЫ
«Природа там была сестрой искусства», — говорит Шиллер о древне-греческом искусстве. Сте
пень завоевания природы на службу человеку была, само собой, в древней Греции ничтожна. Грек боится природы. Он непосредственно от нее
зависит. Плывут галлеры с товаром — парус весь во власти попутного ветра и грек, обожествляя водную стихию, приносит молитвы и жертвы богу морских стихий Посейдону. Зреет виноград — солнце и дождь решают судьбу урожая. Грек опять приносит обильные жертвы и возлияния богу плодородия и виноградной лозы Дионису.
«Древние общественные производственные организации, — говорит Маркс, — гораздо проще и прозрачнее буржуазных, но они покоятся либо на незрелости человеческой личности, которая еще не оторвалась от пуповины, связывающей ее с близкими по крови, либо на отношениях непо
средственного господства, с одной стороны, и раб
ства — с другой. Существование таких организаций определяется низкой ступенью развития производительных сил труда и соответственной ограни
ченностью и узостью отношений людей в сфере материальной жизни, а потому — и их отношений между собой и к природе».
Вот почему грек, находясь в непосредственной экономической зависимости от природы, боится ее. И, как следствие этого, обожествляет ее. Вот почему и искусство древнего грека носит религи
озный и созерцательный характер. Оно развилось из тех же предпосылок и ими определялось, как в своем содержании, так и форме.
Вино являлось виднейшей отраслью греческого хозяйства. И религиозный культ бога плодородия и виноградной лозы Диониса приобрел тем самым первенствующее значение.
К алтарю, на котором приносились жертвы Дионису стекались огромные толпы народа. Обычно
Зарисовка Холмского МЕЧТЫ... МЕЧТЫ... КАРА-ДМИТРИЕВ
для этих жертвоприношений выбиралось открытое место. Алтарем на первых порах служил большой камень. Постепенно установился определен
ный ритуал этих «дионисий». Толпа распевала хором гимны и молитвы о жизни Диониса. Еще дальше появились корифеи, т.-е лица, которые помещались на возвышении и управляли всем ритуалом хорового молитвословия. Говорили они от имени самого Диониса. Здесь уже есть, таким образом, и элемент позднейшего актера.
В основе всего этого лежит та же экономическая зависимость и отсюда религиозный страх перед природой. Дионису приносили в жертву но установившемуся обычаю — козла. Выбор имен
но этого животного связан с мифом о том, что стеречь Диониса от мести его мачехи Геры Зевс приставил двух сатиров — полукозлов-полулюдей. Козел по-гречески — трагос. А песня — одэ (сравни нашу «оду»). Поэтому песни, которые исполня
лись хором при жертвоприношении козла, получили название — трагедии. Из этой трагедии, как источника, возникла та театральная трагедия, которая впоследствии, когда праздник Диониса (Дионисии) стал общественно-государственным культом, сделалась одной из частей этого праздника, этих Дионисий.
Обреченных в жертву козлов частью сжигали начисто, частью поджаривали и раздавали участникам моления. Не знавший аскетизма грек, ублаживший бога вина жертвами, предавался и сам возлиянию и торжественные гимны и дифирамбы
Дионису сменялись сатирическими, шутливыми песенками. Эта разгульная часть Дионисий называлась — комос. А песни (одэ), которые при этом распевались — комедии. Отсюда в том же религиозном плане, как и трагедия, берет свои истоки — комедия, получившая в дальнейшем значение отдельного вида искусства.
Таковы в их возникновении элементы греческой трагедии и комедии греческого театра.
ЭМ. БЕСКИН


БИБЛИОГРАФИЯ


Исидор Клейнер. Театр Мольера. Анализ производственной деятельности. ГАХН. М. 1927. 2.000 стр. 150 стр.
Книга посвящена производственному быту актерского коллектива театра Мольера. Автор анализирует сохранившиеся записи казначея труппы и строит таблицы сезонных бюджетов.
Книга отчетливо показывает двойственный, переходный характер театра Мольера, — традиции народного «игрового» театра и придворных пыш
ных постановок. Потребителем, в первом случае, является крепнущая социально буржуазия, во втором, — социально нисходящая аристократия.
Основной недостаток книги: великолепно по казав взаимоотношения театра Мольера с публи
кой, автор не затрагивает других театров, только называет их репертуар.
Совершенно ни к чему изложение хозяйства Франции XVII в.: статистика налогов, мануфак
тур и г. и. Социолог искусства должен давать не прагматику, а суммирующие выводы (Плеханов). Почти неудобопонятен язык.
Книга является первой работой в данной области; автор приводит прекрасно проработанный и систематизированный материал.
Т. ЛЕВИТ