ЭРИВАНЬ. Арменкино выпускает первую армянскую комедийную фильму «Сатана». Выпущена короткометражная фильма «Землетря
сение в Ленинакане». Начаты съемки фильмы «Ануш» по поэме О. Туманяна и «Злой дух» по роману Ширванзадэ.
БЛАГОВЕЩЕНСК. Начались гастроли коллектива китайских актеров. В репертуаре старинные комедии и трагедии. Гастроли пользуются большим успехом среди китайской части городского населения.
СЕРПУХОВ. Газета «Набат» подняла кампанию за передачу в ОНО городского театра, находящегося в ведении хозотдела ГПУ, исполь
зующего театр только в коммерческих целях. Кампания вызвала широкий отклик среди серпуховских рабочих, требующих от театра подлинно культурной работы.
СЕВАСТОПОЛЬ. В театре им. Луначарского, непосредственно после декларации, обещавшей работу над пьесами близкими современному зри
телю, поставлен «Каллигула». Спектакль успеха не имел.
ВЛАДИВОСТОК. Недавно организованный культотделом губсовпрофа, рабочий передвижной театр пользуется большим успехом в рабочих клубах. В репертуаре театра «Париж», «Беше
ные деньги», «Грех». Театр готовит к постановке ряд современных пьес.
КОКАНД. Кокандским уизбиркомом отправлены в уезд две кино-передвижки. Они объедут во время перевыборной кампании все кишлаки. Будут демонстрироваться несколько агитационных фильм и хроника Узбекгоскино.
МИНСК. Еврейский гостеатр поставил «Проделки Скапена». Пьеса переработана режиссе
ром Рафальским в плане классической буффонады. В спектакль введены интермедии, представляющие собой парад масок старого еврей
ского театра и пародию на еврейскую мелодраму на библейские темы.
РЯЗАНЬ. 8 декабря сгорел театр исправдома Огнем уничтожены декорации, реквизит и музыкальные инструменты. Убыток от пожара около 5о.ооо рублей.
Совсем не так поставлена театральная работа в Рязани. Здесь театр идет к современности ве
ликанскими шагами. Не одна «актуальная» пьеса в сезон, а семьдесят! Ежемесячно театр обещает давать 10 премьер!
Вполне правильно пишет в рязанском «Рабочем Кличе» т. Этан.
«Возможно ли это? Все возможно, к сожалению! Но несомненным следствием это
го явится — потерянный сезон. Постановка, которая чередуется со следующей через два спектакля не может быть удовлетвори
тельной. Неизбежным следствием такой халтуры будет пустой зрительный зал!»
Ни один театр в мире не способен осуществить в течение сезона репертуар, включающий 70 пьес. Правда, это обещание дано театром не из озор
ства; к этому принудила пустота зрительного зала, — но такой путь привлечения внимания и интереса к театру, конечно, в корне неправилен и ничего путного не даст. Тесная связь с рабо
чим зрителем и тщательность постановок скорее создадут вокруг театра здоровую общественную атмосферу.
мих. ИЛЬИН
КЛУБ
КЛУБ И ТЕАТР
Мы никогда не были сторонниками театральных тенденций в клубно-художественной работе. Есть, однако, в клубной жизни область, в ко
торой заимствование от театра, даже подражание художественных форм клубной работы. Это— Это — административно-организационное окруже
ние художественных форм клубной работы. Это— все, с чем клубный зритель сталкивается или вхо
дит в то или иное соприкосновение с момента своего появления в клубе. Это: вешалка, порядок в зрительном зале, продолжительность антрактов, размеры всей программы данного вечера и т. и. частности, имеющие по нашему глубокому убеждению, немаловажное влияние на
психику и восприятие аудитории и этим самым на результаты массовой работы. Разве можно отдыхать в переполненном до невероятия, душном, прокуренном помещении? А много вы получите пользы или удовольствия если сидите к тому же в теплом пальто и галошах? и сидите, примерно, с 7 час. вечера и до часу ночи? сидите, при том, не сходя с места из боязни потерять последнее?
При этом, повсюду около вас шмыгает детвора, для которой программа не приспособлена, которой место в детской комнате, которой давно пора спать.
Почему это пожарная инспекция, склонная к интенсивному посещению театра до генераль
ных репетиций включительно, так мало обращает внимания на клубы, через которые проходит не одна сотня рабочих в течение вечера? Она бы могла инструктировать клубную администрацию о необходимости освобождать проходы, уничто
жить столпотворение и давку на контроле, прекратить курение на сцене и в зрительном зале.
А пьяные? В театр ведь пьяного не пустят! Чем же клубный зритель хуже? Почему пьяный сосед подчас не дает ему слушать подаваемое со сценической площадки?
Или, например, такая простая вещь, как звонки к началу отдельных актов, картин и т. д. В редком клубе вы их услышите. Большею частью свет неожиданно гаснет, быстро раздвинется занавес и курильщики из коридоров бросаются стремглав в зал. Опять суматоха на контроле, пререкания, ругань... Где тут художественное воздействие на зрителя?
Конечно, весь этот сгусток клубных «качествкультивируют у себя далеко не все клубы. Есть и приятные исключения. Но, именно, только исключения. Большинство же клубов очень далеко от какого-либо установленного административного регламента, отсутствие которого препят
ствует интересующей нас художесвенной работе в клубе.
В чем причины таких явлений? Как нам кажется, вина тут лежит на заведующих клубами, таланты которых развиваются в двух плоскостях: одни напирают на учебу и всякую
«идеологию»; другие — на кассу, кино-«кручениеи т. д. Виною — и частая смена заведующих; виною, — отчасти, и недостаток средств.
Желательно было бы по этим вопросам заслушать мнение клубного актива.
AM. АКС