НА ПОРОГЕ 1927-го ГОДА

Сегодняшний день выдвигает перед театром новую сложную задачу. Это — особенно внимательный учет накопленых формальных достижений «Tea-Октября». Это — претворение его завое
ваний в конкретную действительность. Это — создание социально-материалистического содержания большого и глубокого значения.
В то же время в области театра происходят трудные, порой уродливые сдвиги. Правда, наи
более стойкие теа-строители отстаивают свои позиции, но в целом положение сумрачно.
Надежды некоторых близоруких оптимистов, возвещавших в начале сезона единодушное про
грессивное движение театров, как видно, не вполне оправдались. Такой, скажем, субъективный подход некоторых теа-деятелей уверявших в том, что, мол, «на Шипке все спокойно», не
сомненно в известной мере даже посодействовал появлению в отдельных театрах опасных увлече
ний, вроде популярных ныне пессимистически-упадочных настроений.
По-моему, такого рода заверения, вызванные у одних идеологическим несоответствием их ми
росозерцания современности, а у других слабым пониманием интересующего вопроса, только под
толкнули и без того заколебавшиеся театры. Тем не менее, перефразируя слова одного из героев Го
голя «театр — вещь тонкая и требует деликатного обращения».
В самом деле, что мы видим?
ТИМ, поднявший в свое время знамя «Теа- Октября», сейчас оказывается вне рядов им же образованных. Молодежь, вышедшая из революции и уже закрепившая за собой право на существование, остается предоставленной самой себе.
«Наследство» же, просто внутри себя расслаивается. Так, бывшие императорские театры, идео
логически и формально давно утратившие свое актуальное значение, искренне перестраиваются; молодой до-октябрьский Моск. Камерный театр, возникший в условиях индустриальных настроений, ныне, пожалуй, вовсе вступает в первые ря
ды; только сменовеховские МХАТ’ы в классовом отношении еще не окончательно развязавшиеся со своим прошлым, наоборот, путаются в противоречиях.
В итоге к сегодняшнему дню намечаются три совершенно ясные идеологические направления и одно перепутье.
Первое — идеалистические настроения, переходящие в упадочничество, граничащее с мисти
кой. Сюда надо отнести в первую голову сеть МХАТ’ов.
Второе — попутническое, которое воспринимает действительность, главным образом, внеш
не, обывательски и в силу этого стоит перед опасностью вступить в блок с упадочническим направлением.
Третье — стабилизационное, в принципе закрепляющее на ближайшее время здоровые всходы революционного искусства — принципы мате
риальной культуры и пролетарской идеологии, а так же применяющее лучшие достижения прошлого к строительству настоящего.
Но и здесь не без опасностей Некоторые театры, которые будут упорно отказываться от дви
жения по намеченному революцией пути, и временами уступать театральной «моде», неизбежно сорвутся и разменяют имеющиеся ценности на мелкую монету
Наконец, — перепутье. Это — сегодняшний ТИМ, как бы там ни было, но фактически остановившийся в своем развитии...
Таково наше театральное сегодня. Каковы же выводы?
Очевидно, необходимо сосредоточить внимание на образовании крепкого общественно-цехо
вого объединения теа-активистов, желающих итти в ногу с современностью в целях взаимного под
нятия квалификации и выковки четкого миро
ощущения, диктуемого эпохой, словом — создание соответствующей среды, могущей принять на себя миссию театрального вождя, которую раньше несли художники одиночки.
Начало такому объединению положено. Это— Ассоциация режиссерского молодняка скромно, нс упорно продвигающая посеянное «Теа-Октябрем».
Этот момент нельзя не учесть, тем более сейчас, когда происходит борьба за молодой сегодняшний театр
И борьба неизбежная! Ибо в силу естествен