ГОС. АК. МАЛЫЙ ТЕАТР
„ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ Дунька - ДЫМОВА
Последняя постановка Малого театра — пьеса Тренева «Любовь Яровая» прежде всего вызывает сравнение с постановкой МХАТ I «Дни Турбиных» М. Булгакова.
Если булгаковские «Дни» явились спектаклем чуждым советской современности, идеологически искривленным в сторону правого сменове
ховства устряловского толка, то «Любовь Яровая» Тренева в интерпретации Малого театра может считаться постановкой на 100% удовлетворяющей советскую общественность.
Малый театр сделал из «Любви Яровой» спектакль, вполне созвучный современности, сумел воскресить несколько эпизодов гражданской войны, правильно осветил их с точки зрения борющегося пролетариата, а не с точки зрения той специфической «интеллигенции», которая де
рется с рабочими и крестьянами на фронтах, а потом, разбитая и обманутая своими генералами, назойливо лезет с иудиными объятиями и «признанием» советской власти.
«Любовь Яровая» раскрывает книгу гражданской войны на занимательной странице. Молодая советская власть в одном из южных городков вынуждена временно уступить под натиском белых.
Во время спешной эвакуации ревкома особенно неистовствует большевистский комиссар Вихорь. Учительница Любовь Яровая, потерявшая мужа в империалистическую войну, всю себя отдала работе — беспартийная, она выполняет задания предревкома Кошкина, работает с большевиками и ненавидит белых. Ее оставляют в го
роде, чтобы через нее держать связь с красными и зелеными.
И вот, когда ревком эвакуировался, комиссар Вихорь снимает маску: он матерой эсер, офицер и контрразведчик — дискредитировал советскую
власть и содействовал приходу белых. Пораженная учительница, к ужасу своему, узнает в
нем мужа — Ярового. Городок под властью белых, разложение интеллигенции и имущих классов, большевистское подполье в условиях яростной и беспощадной травли со стороны возглавляемой Яровым контрразведки и, наконец, разложение
командного состава белых, — все эти картины проходят перед зрителем в правдивом и художественном сценическом воплощении, рождая искреннюю симпатию зрителя к большевикам и ненависть и презрение к «добровольцам».
И когда внутренний взрыв и наступление конармии уничтожают власть белых, когда офи
церье поспешно бежит на иностранный пароход, —Любовь Яровая, будучи свидетельницей, как
пойманного контрразведчика, ее мужа Ярового, ведут в ЧК, полностью и целиком входит в груп
пу большевиков, прошедших через горнило труда и борьбы и призванных строить новую жизнь.
Романтическая фабула отнюдь не выпирает на первый план, сложная интрига взаимоотно
шений не затеняет самого главного и существенного в спектакле — пафоса борьбы и того патриотизма, который свойственен борцам за «социалистическое отечество».
И вещественное оформление и актерское исполнение в спектакле даны в стиле свойствен
ном театру — это художественный реализм, как его понимают в академическом театре. Тщательное выполнение декораций, строго подобранные костюмы, все это делает сценическое оформле
ние почти натуралистическим. А ведь зритель на этих темах уже привык к конструктивизму, к тому, что с легкой руки Вс. Мейерхольда привилось в театрах Революции, им. МГСПС, Пролеткульте и др.
Но не будем упрекать Малый театр за то, что он академический Малый театр. Зрелище, какое он показал в «Любви Яровой» свидетельствует об его искреннем желании дать советской демократии то лучшее, что он может сделать.
Режиссеры Платон и Прозоровский обставили роли лучшими исполнителями. Яровую играет Пашенная, создавшая из небольшой, сравнитель
но, роли образ «ермоловского» масштаба. Роль предревкома Кошкина исполняет П. Садовский, привыкший играть королей. И если в начале Кошкин несколько ходулен, то в дальнейшем артист сумел дать выпуклый и жизненный образ. Исключительно ярок матрос — Кузнецов.
Ярового серьезно и «с нутром» играл Ольховский и, несмотря на «нутро», образ эсера контрразвед
чика артисту вполне удался. Удалась Дымовой Дунька, одинаково наглая при всех режимах.
Нет возможности перечислить всех исполнителей — можно утверждать, что почти ни одна из 50 ролей не была сыграна фальшиво или небрежно.
Очень интересна декоративная техника спектакля. Перед зрителями вращалась сложнейшая постройка, представляющая собой центральный квартал южного городка.
Этот спектакль несомненно привлечет к себе внимание рабочих районов и Малому театру не
обходимо позаботиться, чтобы рабочие имели возможность посмотреть пьесу Тренева в возможно большем числе.
В. АШМАРИН