ОКНО В ДЕРЕВНЮ


Шарж Э. Мордмилловича
В. Э. Мейерхольд
Тема современной деревни до сих пор оставалась вне ноля зрения наших театров. «Виринея» и «Барсуки» (театр им. Вахтангова), «На земле» (IV Студия), посвящены фактически до
революционной деревне. Изменившееся за 10 лет Октября лицо советской деревни, ее культурный рост, классовые передвижки и т. п. — не были еще показаны на сцене. Поэтому «Окно в дерев
ню», пытающееся отразить все эти процессы в форме своеобразного обозрения к 10-й годовщине, по замыслу глубоко актуально и значительно.
К сожалению, дальше замысла достоинства этого спектакля не простираются. Текст сделан Родионом Акульшиным. Он хорошо знает де
ревню, вернее, видит ее, но не умеет разобраться
в сложных социальных звеньях, из которых складывается ее сущность. Деревенский мате
риал для Акульшина экзотичен; к сожалению, ему удалюсь увлечь на этот скользкий путь и театр.
В «Окне в деревню» не показана социальная борьба на селе, нет новых персонажей деревен
ского быта (сельсоветчика, кооператора, избача). С другой стороны, не показаны и сильнейшие
элементы, сохранившиеся от старой деревни— поп, кулак. Оттого и сама деревня в ТИМ’овском спектакле местами непохожа на настоящую.
Спектакль бесконечно далек от современной революционной действительности; деревня зна
чительно ушла вперед от показанных ТИМ’ом «мужичков». Недаром батраки-курсанты Центральных Батрацких Курсов на диспуте об «Ок
не в деревню» так яро выступали против этого спектакля.
«... Ораторы интересовались наиболее существенным вопросом, — дает ли постановка верную картину современной деревни? Ответ на этот вопрос у всех выступавших был единодушно отрицательный. Все сходились на том, что «Окно в деревню» сделано без необходимого знания жизни советской деревни, в которой постановщик проглядел классовую борьбу и которую он
изобразил черезчур темной и отсталой. Большинство выступавших батраков склонны были даже видеть здесь каррикатуру на деревню. Один за другим разбираются отдельные эпизоды спектакля и все отметаются, как неверные, не имеющего ничего общего с крестьянской действи
тельностью» [* ].
С формальной стороны «Окно в деревнюсделано за счет накопленных театром за прош
лое время приемов. Остроты, часто спорной, но неизменно присущей работам театра им. Мейерхольда — в этом спектакле нет. Из отдельных эпизодов занятно сделаны: «Радио», «Качели», «Лампочка Ильича» и финал 2-го акта.
Агитационные моменты выпирают из спектакля. Эта агитация ведется больше словом, чем театральными моментами. Некоторые сцены на
поминают лубочные агит-стихи с картинками и по сей день издаваемые АХРР’ом для деревни.
Октябрьские постановки явились своеобразным смотром сил и возможностей московских театров. Театры стремились показать лучшее,
на что они способны. Этого нельзя сказать о постановке театра им. Вс. Мейерхольда. «Окно в деревню» сделано на-спех, недоработано, сработано не Вс. Мейерхольдом, за которым осталось только верховное руководство, а подма
стерьями, учениками театра. Этим ученичеством пропитана воя постановка. М. И.
[* ]«Веч. Москва» от 7 декабря 1927 г.
Моск. Передв. Театр УМЗП первый
Лево руля