ЦЕМЕНТ


Длительная (около года) работа б. IV Студии — ныне Реалистического театра — над «Цементом» Ф. Гладкова, участие в этой работе самого автора,
наличие в труппе театра интересных актерских и режиссерских сил — все это заставляло ожидать, что «Цемент» в Реалистическом театре будет спектаклем не меньшего размаха и значительности, чем «Цемент» театра им. МГСПС.
Вопреки этим ожиданиям — «Цемент» Реалистическому театру явно не удался. Причина это
го не только в том, что драматургическая основа спектакля, сделанная Ф. Гладковым и К. Бабаниным, представляет собою ряд несвязанных, случайно (и не всегда удачно) выбранных из
романа эпизодов. Ошибочна и мало обоснована общая установка спектакли, в свое время декларированная театром («Нов. Зритель» № 44, бе
седа с реж. Ворошиловым): «...не формально разрешение вопроса о браке и семье, а правда,
подчас мучительная, но свойственная каждому человеку независимо от общественной установки
(бытовая линия), — вот что определяет форму спектакля». Этой «мучительной правде», якобы независимой от общественной установки!, — вер
нее, попыткам вскрыть эту правду, — посвящена постановка «Цемента» в Реалистическом театре.
Много более острая и, пожалуй, общественно значительная тема хозяйственного восстановления страны, на которой построен спектакль «Цемента» в театре им. МГСПС — в постановке Реалистического театра отошла на задний план, низ
ведена до значения мертвого фона. Образы Глеба и Даши оторваны театром от их общественнопроизводственных корней, центр тяжести перенесен па их личные взаимоотношения.
Чрезмерное стремление к психологии, повлекшее за собой сумеречность и вялость общего тона — наложило тяжелый отпечаток на весь спектакль, включая и режиссерскую работу, и боль
шинство персонажей инсценировки. «Психологическая» манера игры, надрывность вместо выразительности, настроенчество вместо живого дви
жения — таков основной грех спектакля. Яркие пятна отдельных удавшихся сцен (напр., в ячейке), отдельных красочных фигур (токарь — Сне
гирев) тонут в общей массе худосочной, рыхлой и бесцветной психологической жвачки...
Здоровый реализм сегодняшнего дня неизбежно несет за. собой бодрый, полнокровный и напряженный жизненный тон. Его нет в этом спектакле. Звание Реалистического театра — б. IV Студия пока еще никак не оправданна.
ЛЕВ ШАТОВ
***
Друзья и товарищи покойного журналиста А. А. Черепнина приносят глубокую благодарность Дому Печати, Губотделу ОРПП, Хорео-отделению МГТТ, Моск. Драмбалету, Хорео-лаборатории ГАХН’а, редакции «Нового Зрителя», Цнаймеру, Хейфецу, Орлинскому, Грюнталю, Кригер, Гельцер, Рейзен, Волкову, Гидони, Прокофьеву! Шефферу, Косому, Таврогинскому, Левитесу, За
горскому, Соколову, Бернштейну, Шершеневичу, Абрамову, Глан, Евелинову, Быкову, Гос. Студии «Искусство Движения», Дембовской, Валери
ну, Животовскому, Ошеффу, Лухманову, Павлову, Писманнику, Шатову, Ильину, Дику и Егорову за материальную помощь в организации похорон.
МХАТ Ӏ„Бронепоезд
Вершинин — Качалов. Васька-Окорок — Баталов. Пеклеванов — Хмелев
В. И. КАЧАЛОВ
Постановлением Совнаркома артист МХАТ I
В. И. Качалов награжден званием народного артиста Республики.