ЭКРАН


К ПАРТСОВЕЩАНИЮ [*]
Мы, работники неигровой кинематографии, убежденно считаем, что революционная кинематография, действенно пропагандирующая и аги
тирующая за коммунизм, неизбежно пойдет по пути неигровой фильмы.
От всесоюзного партсовещания по вопросам кино мы ждем серьезной постановки вопроса о производственной базе и пересмотра распределения материальных средств. Такое распределе
ние, как пять миллионов на художественную кинематографию и только триста тысяч на хронику и триста тысяч на научную фильму фактически приводит к полной невозможности планово работать, культурно расти и производственно утверждать себя ЭСФИРЬ ШУБ
Партсовещание по вопросам кино даст кинематографии ровно столько, сколько оно в состоя
нии от нее получить. Это значит, что работники кино должны прошуровать кинематографический опыт, суметь вылущить из него полезные вы
воды, или, по крайней мере, свести материалы так, чтобы совещание могло встать перед выводами.
Пока же слышны только самые общие и благие места. В частности, нужно вооружить совещание материалами о кино-фильмах, фиксирую
щих факты, или фактические сообщения, т.-е. нужно заняться разработкой того, что в этой области сделано, и после проверки сделанного, установить твердые условия существования в советском кино указанного вида фильмы. Правда, сравнительно с повесткой дня, этот вопрос мелкий, входящий лишь внутренним органом в целое кинематографии, но от деятельности этого органа будет зависеть доброе состояние здоровья
нашего кино. Легко сказать, что ожидаем от партсовещания решения вопросов о судьбе, так называемой хроники, так называемой культурфильмы, но труднее дать уверение, что совеща
ние получит точные, исчерпывающие по этому вопросу материалы. К. ШУТКО
[*)] См. «Нов. Зритель» №№ 48, 49, 50, 51, 52.
Межрабпом-Русь
„Дело Пелагеи Деминой“
Совкино
„Бабы рязанские“
„ВОДОВОРОТ“
До этой фильмы деревенские картины своего прямого назначения ни в какой мере не выпол
няли: они не были фильмами для деревни, так как ничего нового этой деревне не показывали,
и не были фильмами о деревне, так как показать деревню городскому зрителю авторы этих фильм не умели.
Поэтому более чем своевременным нужно считать появление на наших экранах «Водоворота» — первой подлинно деревенской фильмы. Ценность этой фильмы не в культурной работе ре
жиссера и оператора, не в удачном построении сценария и в интересных деталях. Достоинства этого порядка бывают иногда присущи и плохим по сути фильмам. Основная ценность «Водоворота» — верная идеологическая установка.
Обычный экзотический подход к деревенскому быту и вытекающий отсюда самодовлеющий показ этого быта в его наиболее ярких, но отнюдь не характернейших проявлениях — в «Водо
вороте» сменился органическим показом. Быт в этой фильме лишь естественный фон для развернутой в сценарии действенной интриги, отражающей борьбу старого и нового поколений в современной советской деревне. Петров-Бытов (ре
жиссер) подошел к деревне вплотную, увидел и показал ее не как рассеянный турист, а с на
стоящим знанием. Естественно, что результатом этого явилась хорошая реалистическая жизненность фильмы, делающая ее интересной и деревенскому жителю, сознание которого сюжет фильмы организует в нужном нам направлении.
Хорошее кинематографическое оформление, крепкий сюжетный костяк, удачно подобранные исполнители — органически связаны между собой. Все это с большой яркостью доведет до созна
ния зрителя в живых образах весь тот комплекс культурных сведений и определенных политических убеждений, которыми пропитан «Водово
рот». «Водоворот» должен сыграть немалую роль: после того, как мы реально увидели настоящую деревенскую фильму советского производства — возврат к пейзанству невозможен.
Л. Ш.