УХОМ К ЗЕМЛЕ


Десятый год Революции. Пора подумать о плановой работе на культурном фронте. М. Н. Покровский в своей речи, с обычной для него своеобразной иронией и юмором, подчеркнул отсутствие плановости в работах научных учрежде
ний. Самая мысль о плановости звучит дико для иных людей из этих учреждений, гордящихся тем, что они живут традициями с более чем столетним стажем. Это далеко не смешно. Стоит пе
реключить такую приверженность к старине в план современности, чтобы до жути ясно стало влияние мертвецов на живых людей. Конечно, в области искусства, в частности театрального, эта приверженность к старине сказывается не в мень
шей степени, чем в науке. Но благодаря тому, что театр и искусство живут только в близком, по
стоянном и непосредственном общении с живыми людьми, мы менее замечаем вес мертвечины и то умертвие, которое они традиционно вносят. Это делается тем с большей легкостью и легкомы
слием, что одиночный зритель пассивно отдается влиянию театральной и художественной культу
ры и воспринимает отжившую мертвечину как неизбежную, хотя и условную, принадлежность художественных исканий. Эстетическая безгра
мотность, как и эстетическая воспитанность, являются невольными союзниками трафарета.
Только массовый, организованный зритель может противостоять этому влиянию мертвых и заставить прислушаться к своим жизненным требованиям и новым вкусам. Только в связи с на
личием организованного зрителя и потребителя театрального и художественного искусства плановая работа становится в порядок дня.
Конечно, плановая работа хотя бы в области театра не то, что плановая работа на хозяйствен
ном фронте. Легко наметить пятилетний план гражданских сооружений и найти Для выполнения его квалифицированных специалистов и ра
бочих. Но как трудно даже вехи поставить для театральной пятилетки, требующей увязки ху
дожника, актера, режиссера, автора, композитора и кармана. А меж тем, именно наличие такого плана дало бы опорную точку тем творческим усилиям, которые с такой яркостью ознаменова
ли себя в октябрьских постановках. Никогда так остро не чувствовалась потребность в новых драматических произведениях и никогда, быть может, с такой силой и так жгуче не ощущался не
достаток их в портфелях дирекций театров. Сей
час рост театральной литературы регулируется стихийным спросом. Но ясно, что только органи
зованный спрос, только планомерные требования могут вызвать к жизни новых авторов и определить направление их творчества.
Примерная пятилетка для театрального искусства размежевала бы работу театров, устранила бы нездоровую конкурренцию и, наоборот, по
ощрила бы здоровое соперничество; она бы раз
межевала и живые силы театрального искусства; она бы выявила, уточнила целевую установку и, следовательно, привела бы к единству работу ныне разрозненных, изолированных, и замкну
тых (каждый в своем круге интересов) театров. Это уже одно автоматически повысило бы квали
фикацию. Несомненно, это делается и сейчас, но делается по старинке, по сложившейся традиции, а не в силу тех новых заданий, какие ставит жизнь.
Наконец, плановая работа облегчила бы театрам, теряющим почву в советских условиях, найти себя, ускорила бы процесс перевоспитания и возрождения.
Плановая работа дала бы авторам надежные вехи для их работ, направила бы их творчество в то русло, какое, естественно, пробивает, пока стихийно, советское культурное строительство. Она устранила бы в значительной мере трения между автором, театром и руководящими поли
тическими инстанциями. Она, наконец, ускорила бы кристаллизацию новых стилей, отвечающих гигантскому напряжению и творческому устремлению нашей эпохи. Дух захватывает, когда думаешь о тех перспективах, которые развертываются именно в плановой устремленности.
Мы не говорим о неподвижных, строго очерченных, заранее, еще до выполнения, окостенев
ших задачах. Нет. Мы понимаем, что в такой
культурной области, как театральное искусство— максимальное напряжение жизни не там, где ко
мандует доктринер, размахивая своим аршином, а в живом общении с массовым организованным потребителем. Поэтому, организация этого потре
бителя, воспитание и подготовка его в плановой наметке должна стоять на первом месте. А в построении работ самих театров мы должны от
стаивать величайшую, но вместе и обоснованнейшую идеологическую устойчивость и рядом широчайшую терпимость к творческим взлетам и поискам нового стиля и новых форм.
Долой старое вино, долой старые меха и да здравствует свободное, молодое, жизнерадостное творчество, приникшее грудью и ухом к обновленной земле!