TEATP НОВОЙ ЭПОХИ


Драматурги театра им. МГСПС
В. Киршон
Театр им. МГСПС по справедливости может быть назван театром нашей эпохи. Печать глубокой продуманности лежит на всем, начиная с характера и содержания пьес и кончая их оформле
нием. В центре — задача: дать зрителю заражающее восприятие революционной действитель
ности и вызвать в нем здоровую, предохраняющую от заразы реакцию на разлагающиеся пере
житки старого быта и накипь нэповских извращений нового. Задача узкая и вместе великан. Ведь разрешить ее означает создать базу для революционного театра революционной эпохи. Мы говорим — базу, потому что революционный театр трудящихся масс — это театр не
один, а множественный, во всех уголках, где имеются на лицо эти массы. К сожалению, театр
им. МГСПС не достаточно осознал свою роль и скромно сосредоточился пока на задании постро
ить спектакль у себя для своего собственного классового зрителя.
Эта вынужденная скромность находит оправдание в ограни
ченности материальных средств и в недостаточной поддержке общественных организаций: ведь
театру приходилось защищать собственное существование!
Все театры жалуются на недостаток хороших пьес. Тем удивительнее тот подбор, который сделан театром, без всяких отклонений от целевой установ
ки — «Шторм», «Штиль» (В. Билль-Белоцерковского), «Чернь(Н. Шаповаленко), «Цемент(Р. Галиага но Гладкову), «Кон
стантин Терехин» (В. Киршона и А. Успенского), «Мятеж(Фурманова и Поливанова), «Луна слева» (В. Билль-Белоцерковского), «Рельсы гудят» В. Киршона. Вот те пьесы, одни с большими достоинствами, другие с заметными недостатками
в литературно-художественном отношении, но все одинаково ударные, необычайно звучные для тех, кому дороги судьбы революции и кто творил и будет творить ее.
***
Революция в разгаре, напряженная работа по налаживанию хозяйства в огне борьбы с контр
революцией, рабочий класс на стреме своей судьбы захватывает в свои руки, неопытные, гру
бые, но верные — нервные узлы социальной жизни. Это «Шторм».
Нэп в разгаре, старая гниль цепкой лапой старается вырвать лакомые куски, обратить в свою пользу новые формы, выбить из
В. Билль-Белоцерковский
позиции тихой сапой рабочий класс, разграбить, пустить по своим карманам, прожечь в кутежах трудовые накопления со
циалистического строительства, партия и рабочие на страже, советская власть, опирающаяся на них, настигает хищников по горячим следам в их берлоге. Это «Штиль».
Пафос революционной борьбы, верный ей на смерть пролета
рий, колеблющаяся стихия мелкой буржуазии, тупое непони
мание смысла событий людьми, строящими социализм на возвышенных чувствах, а не на клас
совой борьбе, — отсюда шаткость и даже измена; мелкая корыст
ная психология собственника крестьянина, не вовлеченного в борьбу с помещиками за землю. Это — Чернь», вскрывающая
Театр им. МГСПС„Мятеж
Картина вторая