пружины крушения Парижской Коммуны.
Перевес общественного долга над личным моментом, борьбы над уютом, пафоса целеустремленности над лирикой, на фоне революционного быта и в свете человечной иронии, улыбающемся над бесцельным перегибом палки— это «Луна слева».
Восторг роста социалистических сил в производстве и в бы
те, заражающий энтузиазм
строительства, обращающий в нашу веру вчерашних наших врагов (тех, чье призвание созидать и организовывать труд го
ворит громче личных корыстей), новые кадры советских специа
Театр. им. МГСПС„ Чернь“
Кортина десятая
И. Шаповаленко
листов, новые организаторы из рабочего класса в производстве и в органах власти, тяжелая борьба новых строителей социа
лизма с внутренним врагом, усвоившим лицемерно новые приемы и маскирующим свою непримиримую ненависть к новой культуре; и все же логически оправданное торжество мо
лодой жизни над старой — это «Цемент» и «Рельсы гудят».
Наконец, рост нашей рабочей молодежи, формирование нашей молодой пролетарской ин
теллигенции, жгучие проблемы пола, переустройства личного и общественного быта, упадок сил, разочарование, ренегатство и разложение случайных сторон
ников, умевших итти отважно на смерть в бою, но увильнув
ших в подворотню в медленном процессе строительства; и всетаки бодрое звучание голосов тех, кто верит в победу пролетарского дела, и позор презре
ния маловерам и ренегатам, — это «Константин Терехин».
Такому жизненному здоровому репертуару может позавидо
вать любой из наших театров. Эмоция, построенная на свете и тени, на правдивом отображе
нии борющихся сил, блестящий синтез отрицания и утвержде
ния — в процессе развития и борьбы, таковы этапы подлинно диалектического пути театра им. МГСПС. И как завершение этой
изумительной по целостности работы театра, — монументальный спектакль в его шекспировской простоте и трагической напря
женности социальных страстей— «Мятеж».
Характерно, что организация спектаклей и их декоративное оформление следуют тем же пу
тем синтеза света и тени, в том же контрастном сочетании, в каком идет постройка пьес.
Монолитный, классовой театр победителя пролетариата наме
чен с подкупающей простотой и
суровостью, отвечающими нашей суровой и тревожной эпохе. Вот почему справедливо было бы назвать театр им. МГСПС театром новой пролетарской эпохи или пролетарского века.
МИХАИЛ МОРОЗОВ
От редакции. В виду того, что № 15 «Нового Зрителя» посвя
щается 5-летнему юбилею театра им. МГСПС, рецензии на текущие премьеры будут даны в следующем номере.
Театр им. МГСПС„1881 год
Картина четвертая