У ИСТОКОВ театра им. МГСПС
Небезинтересно проследить краткую, но характерную для наших дней историю возникновения театра, родившегося на, профсоюзной почве, вы
росшего и продолжающего расти и крепнуть, пользуясь до сего дня активной поддержкой широких профсоюзных масс. Интересно и то обстоя
тельство. в истории этого театра, что он вырос на клубной сцене и, оттолкнувшись именно от нее, стал строить подлинный театр для рабочих. В дальнейшем своем развитии театр им. МГСПС имел большое влияние на клубную сцену, которая пользовалась и продолжает пользоваться не толь
ко репертуаром («1881 ход», «Предательство Дегаева», «Овод», «Шторм», «Штиль», «Константин Терехин», «Луна слева»), по и постановочными методами этого театра.
Пять лет театра — это тяжелый пятилетний путь исканий в области наилучшего обслужива
ния рабочего зрителя художественными методами, на основе учета запросов этого зрителя.
В начале 1922 года, т.-е. в первый период нэпа, густая волна разнообразных развлечений, рассчи
танных на удовлетворение обывательских вкусов и мелкобуржуазных потребностей, хлынула не
только в пивные, чайные, трактиры и тому подобные «злачные места», но стала просачиваться также и в рабочие клубы.
Профсоюзные клубы только что начинали перестраивать свою работу применительно к новым условиям. Шли еще ощупью. Художественная часть клубной работы основательно хромала, да к тому же на этот участок клубного фронта не обращалось почти что никакого внимания.
Драмкружки в то время были на перепутье, предоставлены самим себе, халтурная любитель
щина стала широко практиковаться в кружках. В репертуаре, в буквальном смысле, — голод. Кружководы неорганизованы и работают за свой страх и риск.
Наряду с этим в клубы тучами ринулись так называемые «жучки», которые понесли туда «профхалтуру», т.-е. случайные и скверные спек
такли силами профартистов. В то время не было
театрально-художественного центра, который смог бы обслуживать клубы доброкачественными спек
таклями силами профессионалов. Рабочие жадно тянулись к зрелищу, а ответом на запросы была «халтура». Московские низовые культработники не
раз на своих совещаниях не только сетовали на создавшееся положение, но и предлагали ряд ме
роприятий по созданию театрально-художественного центра, который должен был практически помогать клубно-художественной работе.
Как раз в то время группа работников Культотдела МГСПС при деятельной поддержке зав. Культотделом т. Диаманта наметила контуры будущих театрально-художественных начинаний.
Прежде всего намечалось создание Передвижного Театра, коллектива, который должен был обслуживать клубы хорошими спектаклями с идео
логически выдержанным репертуаром и строить свою работу на учете запросов рабочих зрителей. Предполагалось перед каждым спектаклем давать краткое вступительное слово, а после спектакля организовывать беседы. Намечалось также создание худ. совета из представителей клубов.
В плоскости помощи драмкружкам мыслилось из театрального коллектива выделить ядро опыт
ных артистов для инструктажа мест. Желания, как будто, скромные. Задержка была за «немно
гим»: не было денег, не находилось подходящего коллектива и не было подходящих пьес.
Уже начиналась осень, а мы в Культотделе все еще находились в «мечтах» и с «проектами». Наконец, удалось заполучить труппу артистов, у ко
торой был приготовлен спектакль «Дурные пастыри» Октава Мирбо. Пьеса анархо-индивидуали
стического толка, но на безрыбьи и рак рыба! Нам важно было проверить состав труппы и на показе пьесы с последующим обсуждением в -клубе выявить, чего хочет рабочий зритель. Этот спек
такль дали в клубе «Красный Луч» (МГСПС), где удалось провести и дискуссию о нем. В обсужде
нии спектакля зрители приняли самое активное участие и дали нам ряд ценных указаний для дальнейшей работы. Пьесу и спектакль забрако
вали. После этого с данной группой артистов мы расстались. Этот просмотр дал нам следующее: а) мы узнали, чего хочет и чем интересуется рабочий; б) ознакомились с составом труппы; в) на
метились организационные контуры будущего передвижного театра.
Незадолго до этого спектакля в Культотдел МГСПС обратились т.т. С. Прокофьев и И. Гудзь (работники Цектрана) с рядом практических предложений по вопросу организации театральной работы профсоюзов. Выяснилось, что все мы одина
ково мыслим о методах театральной работы среди членов профсоюзов и что нужно спешить с созданием театрально-художественного центра.
Театр им. МГСПС
А. Богданов,
Зав. осветительной частью
Г. Филиппов,
Администратор
В. Венин,
Администратор
Ф. Павлов,
Зав. Бутафорск. частью
А. Лидарский
Секр. худ. совета
Небезинтересно проследить краткую, но характерную для наших дней историю возникновения театра, родившегося на, профсоюзной почве, вы
росшего и продолжающего расти и крепнуть, пользуясь до сего дня активной поддержкой широких профсоюзных масс. Интересно и то обстоя
тельство. в истории этого театра, что он вырос на клубной сцене и, оттолкнувшись именно от нее, стал строить подлинный театр для рабочих. В дальнейшем своем развитии театр им. МГСПС имел большое влияние на клубную сцену, которая пользовалась и продолжает пользоваться не толь
ко репертуаром («1881 ход», «Предательство Дегаева», «Овод», «Шторм», «Штиль», «Константин Терехин», «Луна слева»), по и постановочными методами этого театра.
Пять лет театра — это тяжелый пятилетний путь исканий в области наилучшего обслужива
ния рабочего зрителя художественными методами, на основе учета запросов этого зрителя.
В начале 1922 года, т.-е. в первый период нэпа, густая волна разнообразных развлечений, рассчи
танных на удовлетворение обывательских вкусов и мелкобуржуазных потребностей, хлынула не
только в пивные, чайные, трактиры и тому подобные «злачные места», но стала просачиваться также и в рабочие клубы.
Профсоюзные клубы только что начинали перестраивать свою работу применительно к новым условиям. Шли еще ощупью. Художественная часть клубной работы основательно хромала, да к тому же на этот участок клубного фронта не обращалось почти что никакого внимания.
Драмкружки в то время были на перепутье, предоставлены самим себе, халтурная любитель
щина стала широко практиковаться в кружках. В репертуаре, в буквальном смысле, — голод. Кружководы неорганизованы и работают за свой страх и риск.
Наряду с этим в клубы тучами ринулись так называемые «жучки», которые понесли туда «профхалтуру», т.-е. случайные и скверные спек
такли силами профартистов. В то время не было
театрально-художественного центра, который смог бы обслуживать клубы доброкачественными спек
таклями силами профессионалов. Рабочие жадно тянулись к зрелищу, а ответом на запросы была «халтура». Московские низовые культработники не
раз на своих совещаниях не только сетовали на создавшееся положение, но и предлагали ряд ме
роприятий по созданию театрально-художественного центра, который должен был практически помогать клубно-художественной работе.
Как раз в то время группа работников Культотдела МГСПС при деятельной поддержке зав. Культотделом т. Диаманта наметила контуры будущих театрально-художественных начинаний.
Прежде всего намечалось создание Передвижного Театра, коллектива, который должен был обслуживать клубы хорошими спектаклями с идео
логически выдержанным репертуаром и строить свою работу на учете запросов рабочих зрителей. Предполагалось перед каждым спектаклем давать краткое вступительное слово, а после спектакля организовывать беседы. Намечалось также создание худ. совета из представителей клубов.
В плоскости помощи драмкружкам мыслилось из театрального коллектива выделить ядро опыт
ных артистов для инструктажа мест. Желания, как будто, скромные. Задержка была за «немно
гим»: не было денег, не находилось подходящего коллектива и не было подходящих пьес.
Уже начиналась осень, а мы в Культотделе все еще находились в «мечтах» и с «проектами». Наконец, удалось заполучить труппу артистов, у ко
торой был приготовлен спектакль «Дурные пастыри» Октава Мирбо. Пьеса анархо-индивидуали
стического толка, но на безрыбьи и рак рыба! Нам важно было проверить состав труппы и на показе пьесы с последующим обсуждением в -клубе выявить, чего хочет рабочий зритель. Этот спек
такль дали в клубе «Красный Луч» (МГСПС), где удалось провести и дискуссию о нем. В обсужде
нии спектакля зрители приняли самое активное участие и дали нам ряд ценных указаний для дальнейшей работы. Пьесу и спектакль забрако
вали. После этого с данной группой артистов мы расстались. Этот просмотр дал нам следующее: а) мы узнали, чего хочет и чем интересуется рабочий; б) ознакомились с составом труппы; в) на
метились организационные контуры будущего передвижного театра.
Незадолго до этого спектакля в Культотдел МГСПС обратились т.т. С. Прокофьев и И. Гудзь (работники Цектрана) с рядом практических предложений по вопросу организации театральной работы профсоюзов. Выяснилось, что все мы одина
ково мыслим о методах театральной работы среди членов профсоюзов и что нужно спешить с созданием театрально-художественного центра.
Театр им. МГСПС
А. Богданов,
Зав. осветительной частью
Г. Филиппов,
Администратор
В. Венин,
Администратор
Ф. Павлов,
Зав. Бутафорск. частью
А. Лидарский
Секр. худ. совета