У ИСТОКОВ театра им. МГСПС
Небезинтересно проследить краткую, но характерную для наших дней историю возникновения театра, родившегося на, профсоюзной почве, вы
росшего и продолжающего расти и крепнуть, пользуясь до сего дня активной поддержкой широких профсоюзных масс. Интересно и то обстоя
тельство. в истории этого театра, что он вырос на клубной сцене и, оттолкнувшись именно от нее, стал строить подлинный театр для рабочих. В дальнейшем своем развитии театр им. МГСПС имел большое влияние на клубную сцену, которая пользовалась и продолжает пользоваться не толь
ко репертуаром («1881 ход», «Предательство Дегаева», «Овод», «Шторм», «Штиль», «Константин Терехин», «Луна слева»), по и постановочными методами этого театра.
Пять лет театра — это тяжелый пятилетний путь исканий в области наилучшего обслужива
ния рабочего зрителя художественными методами, на основе учета запросов этого зрителя.
В начале 1922 года, т.-е. в первый период нэпа, густая волна разнообразных развлечений, рассчи
танных на удовлетворение обывательских вкусов и мелкобуржуазных потребностей, хлынула не
только в пивные, чайные, трактиры и тому подобные «злачные места», но стала просачиваться также и в рабочие клубы.
Профсоюзные клубы только что начинали перестраивать свою работу применительно к новым условиям. Шли еще ощупью. Художественная часть клубной работы основательно хромала, да к тому же на этот участок клубного фронта не обращалось почти что никакого внимания.
Драмкружки в то время были на перепутье, предоставлены самим себе, халтурная любитель
щина стала широко практиковаться в кружках. В репертуаре, в буквальном смысле, — голод. Кружководы неорганизованы и работают за свой страх и риск.
Наряду с этим в клубы тучами ринулись так называемые «жучки», которые понесли туда «профхалтуру», т.-е. случайные и скверные спек
такли силами профартистов. В то время не было
театрально-художественного центра, который смог бы обслуживать клубы доброкачественными спек
таклями силами профессионалов. Рабочие жадно тянулись к зрелищу, а ответом на запросы была «халтура». Московские низовые культработники не
раз на своих совещаниях не только сетовали на создавшееся положение, но и предлагали ряд ме
роприятий по созданию театрально-художественного центра, который должен был практически помогать клубно-художественной работе.
Как раз в то время группа работников Культотдела МГСПС при деятельной поддержке зав. Культотделом т. Диаманта наметила контуры будущих театрально-художественных начинаний.
Прежде всего намечалось создание Передвижного Театра, коллектива, который должен был обслуживать клубы хорошими спектаклями с идео
логически выдержанным репертуаром и строить свою работу на учете запросов рабочих зрителей. Предполагалось перед каждым спектаклем давать краткое вступительное слово, а после спектакля организовывать беседы. Намечалось также создание худ. совета из представителей клубов.
В плоскости помощи драмкружкам мыслилось из театрального коллектива выделить ядро опыт
ных артистов для инструктажа мест. Желания, как будто, скромные. Задержка была за «немно
гим»: не было денег, не находилось подходящего коллектива и не было подходящих пьес.
Уже начиналась осень, а мы в Культотделе все еще находились в «мечтах» и с «проектами». Наконец, удалось заполучить труппу артистов, у ко
торой был приготовлен спектакль «Дурные пастыри» Октава Мирбо. Пьеса анархо-индивидуали
стического толка, но на безрыбьи и рак рыба! Нам важно было проверить состав труппы и на показе пьесы с последующим обсуждением в -клубе выявить, чего хочет рабочий зритель. Этот спек
такль дали в клубе «Красный Луч» (МГСПС), где удалось провести и дискуссию о нем. В обсужде
нии спектакля зрители приняли самое активное участие и дали нам ряд ценных указаний для дальнейшей работы. Пьесу и спектакль забрако
вали. После этого с данной группой артистов мы расстались. Этот просмотр дал нам следующее: а) мы узнали, чего хочет и чем интересуется рабочий; б) ознакомились с составом труппы; в) на
метились организационные контуры будущего передвижного театра.
Незадолго до этого спектакля в Культотдел МГСПС обратились т.т. С. Прокофьев и И. Гудзь (работники Цектрана) с рядом практических предложений по вопросу организации театральной работы профсоюзов. Выяснилось, что все мы одина
ково мыслим о методах театральной работы среди членов профсоюзов и что нужно спешить с созданием театрально-художественного центра.
Театр им. МГСПС
А. Богданов,
Зав. осветительной частью
Г. Филиппов,
Администратор
В. Венин,
Администратор
Ф. Павлов,
Зав. Бутафорск. частью
А. Лидарский
Секр. худ. совета