Театр им. МГСПС
М. Мравина,
А. Андреев,
К. Давыдовский,
А. Бахметьев,Т. Оганезова
В декабре 1922 г. был готов спектакль «Париж», который и показали профсоюзному активу в те
атре б. Корш. После спектакля был проведен диспут и, несмотря на позднее ночное время, зрители остались. Выступали активно и горячо, так. как решалась судьба нового театрального начина
ния для обслуживания профсоюзного зрителя. На диспуте выступали не только представители культотделов, но и рядовые кружковцы, кружководы и местные культработники.
И вот, во второй раз после «Саввы» театральная работа культотдела МГСПС была одобрена активом и «Париж» пошел в рабочие клубы, где его с радостью принимала рабочая аудитория.
Этот спектакль и был зародышем постоянного профсоюзного театра.
Просмотр в театре б. Корш дал культотделу подтверждение правильности взятой линии, но все
же, по предложению президиума МГСПС, решено было проверить «Париж» в условиях рабочего клуба. Такой спектакль был дан в клубе электростанции «Красный Луч».
На этом спектакле присутствовали: председатель МГСПС т. Мельничанский, секретарь МГСПС т. Павлов, зав. культотделом т. Диамент, а также ответственные работники МГСПС и туботделов.
Обсуждение спектакля рабочими показало еще раз ценность «Парижа» и с того момента коллектив стал играть не только в рабочих клубах, но и в центральных театрах. Московская пресса активно поддержала молодое начинание, которому пред
сказывалось хорошее будущее. Важно отметить, что это начинание создавалось не специфическими театральными работниками, а полит. и проф
работниками, которые смотрели на театр, как, прежде всего, на агитационное средство. В связи с этим, не удивительно, что театр пережил целую полосу антирелигиозных спектаклей: «Савва»,
«Всех скорбящих», «Овод», «Театр Клары Газуль», «Праздник Иоргена».
Необходимо также отметить героизм труппы, которая в очень тяжелых материальных условиях умудрилась за сезон провести 352 (!) спектакля в из них 204 в районных фабрично-заводских клу
бах. Затем был приготовлен спектакль «Овод» по роману Войнича — С. Прокофьева, который имел также определенный успех у рабочей аудитории и до сих дней не сходит с репертуара.
В начале следующего сезона труппа стала два раза в неделю играть в помещении театра б. Не
злобина (ныне МХАТ II) и, наконец, получила теперешнее помещение театра б. Эрмитаж. В задачу настоящей статьи не входит подробное описание истории театра за пять лет; мы хотели лишь
рассказать об истоках театра, — поэтому о дальнейшем периоде работы в постоянном помещении
Эрмитаж мы говорить не будем. Скажем только, что и в этот период работы театр пережил много трудностей.
Был момент, когда театру, работавшему на правах трудколлектива, грозила явная опасность
ликвидации, но спаянность коллектива, вера в жизненность театра, поддеряска профсоюзов, уме
лое руководство — все это дало возможность не только жить театру, но и итти по пути укрепления своих позиций.
Ко дню пятилетнего юбилея театр имеет:
1) Свой репертуар, по которому равняются нетолько театры провинции, но и некоторые москов
ские театры (не будь «Шторма», не было бы «Любви Яровой»),
2) Новых советских авторов (Билль - Белоцерковский, Шаповаленко, Киршон и др.),
3) Крепкий актерский состав.
4) Крепкую режиссуру в лице Засл. арт. Любимова-Ланского.
5) Полную нагрузку театра профсоюзным зрителем.
6) Наиболее дешевые места из всех московских театров.
7) Работоспособный худож. совет, в которомпринимает участие также и низовой культактив.
8) Постоянную критику своего зрителя (проведение диспутов по всем постановкам).
9) Выезды театра на спектакли в районы и рабочие клубы.
10) Крепкую связь с профсоюзами (отчеты) на совещаниях культотделов, конференциях и съездах профсоюзов, обслуживание съездов и конференций спектаклями театра.
Клубная сцена, оказавшая большое влияние на развитие театра им. МГСПС, в свою очередь, по
лучает от театра образцы для своей работы. Это говорит о том что театр, благодаря непосредствен
ной близости к массам, будет неизменно служить, источником для клубной сцены, которая, в свою очередь, приближает работу театра к массам.
Недаром юбилейные дни театра (8 и 9 апреля с. г ) московские клубы отмечают постановками пьес из репертуара театра им. МГСПС, а приветствия театру выразятся в клубных выступлениях.
Можно смело верить в то, что в последующие годы театр еще теснее свяжется с профсоюзами и
в частности по линии клубной сцены осуществитте намерения, которые были намечены еще при зарождении театра.
Член Худож. Совета театра им. МГСПС
В. СУХАНОВ