ред и взрыхляя, как мощный трактор, глубже и глубже вое новые пласты еще полудикой почвы.
Вполне понятно, поэтому, что театр им. МГСПС за свое краткое существование уже успел нако
пить и создать свои особые традиции, заложить создать, в полном смысле слова, свой, крепкий и талантливый актерский коллектив и своего пролетарского драматурга.
Какие главнейшие темы прозвучали с подмостков этого, подлинно-большого пролетарского театра? За пять лет театр дал такие прекрасные и близкие интересам широкого зрителя постановки как «1881 год», «Шторм», «Штиль», «Константин Терехин», «Мятеж», «Рельсы гудят».
Театр им. МГСПС„Рельсы гудят“
Картина первая
Театр живо откликался на боевые вопросы дня: в год знаменитого процесса провокатора Складского был дан спектакль, воспроизводящий работу народовольцев («1881 год» Н. Шаповаленко); в дни китайской революции, когда каждый русский пролетарий с жадностью следил за судь
бой восточных собратьев — он увидел «Саранчу(сценарий Любимова-Ланского). Затем. «Шторм» Билль-Белоцерковского, напоминавший действительность гражданской войны с голодом, холодом и тифом. Далее — «Штиль» того же драматурга, показавший эпоху начала нэпа.
Следующим заметным этапом была постановка пьесы, впервые дебютировавших авторов В. Киршона и А. Успенского «Константин Терехин(«Ржавчина») пьесы, рисовавшей быт вузовской молодежи. В тот момент это было особенно остро необходимо, поскольку еще не успел остыть в на
мяти процесс Коренькова. Авторы и театр оказа
лись пионерами в деле отражения быта учащейся молодежи на сцене. Спектакль впервые вскрывал больные места, но он отнюдь не загромождал сознания зрителя унынием и безысходностью. На
оборот, он во время вскрывал язвы на здоровом теле советской молодежи.
Наконец, две эпизодических, так сказать проходящих, постановки молодого талантливого режисера А. Б. Винера, безусловно, сумевшего на
Театр им. МГСПС
„Луна слева
У лесника
них определить свое художественное «я» («Чернь» Шаповаленко из времен Парнасской Коммуны, и «Луна слева» полу-водевильная комедия Билль- Белоцерсковского) и... последние монументальные полотна. Героический «Мятеж» Фурманова и По
ливанова, как Октябрьская постановка, и «Рельсы гудят» Киршона, с большим правдивым пафосом отобразившие на фоне огромного роста производ
ственных сил страны язвы, — в виде контр-революционной силы, проникающей в отдельные слои технических спецов.
Заканчивая беглые итоги пятилетнего пути театра нм. МГСПС, было бы несправедливым, однако, умолчать о художнике Б. И. Волкове, ко
торый, работая рука об руку с вдохновителем этого театра Любимовым-Ланским, бесспорно вырос на этом театре и в своей области (в части вещного оформления) многое сделал. Опираясь на лучшие лабораторные достижения революционно
экспериментальных театров, Волков, бесспорно, создал много самостоятельных типов стандартных установок, полезных для клубных театров и уже этим, несомненно, сделал большое дело.
Таковы, в двух словах важнейшие пути развития этого великолепного театра под опытным руководством своего вождя, в полном смысле сло
ва, отображающего и цементирующего фундамент культурного роста широких масс трудящихся.
В. А. ПАВЛОВ
Редакция журнала «Новый Зритель» шлет горячий привет юному, но большому юбиляру— театру им. МГСПС — организатору подлинного театра широких рабочих масс.
С радостью отмечая на страницах журнала пройденные театром пять лет трудолюбивой, тя
желой и плодотворной работы, редакция желает ему еще долгие годы прежней стойкости и энер
гии, не сомневаясь, что его дело уже завоевало себе славное место на боевом участке строительства социалистической культуры и пролетарского искусства.
РЕДАКЦИЯ