ПО ТЕА-ШКОЛАМ




„ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО“


Вопрос о методах преподавания «выразительного слова» в теа-учебных заведениях, при общем интересе к оформлению «сценического слова», — является одним из очередных вопросов наших театральных школ.
Программа по данному предмету — теа-техникума им. Луначарского, — которая проработана и ведется Ф. О. Фишеровым, охватывает: «механи
ку, психологию, философию и эстетику речи в жизни и на сцене».
Метод ставит целью развитие и воспитание сценической формы речи у актеров, при условии наличия чувства и художественного замысла, — с помощью овладения внутренней и внешней тех
никой искусства речи и сознательного телодвижения.
От разума, or железной логики и художественного замысла — к чувству, при овладении в то же время самой механикой нашей речи.
Весь курс составлен применительно к системе С. Волконского и талантливо осуществляется т. Фишеровым.
К положительным сторонам преподавания т. Фишерова мы должны отнести прекрасное понимание учащимися сущности именно «театральной речи».
Даже в несовершенной передаче ученицей роли Татьяны («Письмо», Евг. Онег.), проработанной по режиссерскому рисунку Ф. О. Фишерова, мы могли констатировать со вкусом наме
ченный интересный психологический замысел и несомненно оправданный подход к стилю Пушкина
«Театральная фраза» вытекала из логических предпосылок в разборе текста. Чувствовалась и связь движения со словом.
В систему, принятую и прекрасно передаваемую т. Фишеровым, нужно внести элемент не только внешнего (голосового и интонационного) показа самого преподавателя, но и некоторую долю инициативы учащихся.
Т. Звездич


СМЕНА


В понедельник, 30 мая, состоялся торжественный выпуск окончивших Гос. Техникум Кинема
тографии. Этот выпуск — первый за 8 лет существования техникума. Всего выпущено 113 чело
век: 71 актер, 15 режиссеров, 19 операторов и 8 лаборантов. Из них в настоящее время несколько человек уже работает на производстве.
Абель Ганс в сентябре приступает к постановке второй части «Наполеона» («Конец Наполеона»), которая охватит события от испанской войны (1810 г.) до смерти на острове Святой Елены.
В Парижском театре «Ателье» в ближайшем времени состоятся гастроли венского театра «Камершпиле», приезжающего в полном составе. Это первые гастроли немецкого театра со времени приезда в Париж в 1913 году Макса Рейнгардта.
„ЭРМИТАЖ НОВЫЙ ПАРК
ЖЕРСЕЙ — силуэты


ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ


В № 123 «Правды» от 2-го с. м. появилось письмо директора МХАТ 2 М. Чехова, фактически подводящее итоги протекавшему в театре в течение всего сезона конфликту. Мы, участники этого конфликта, с особым удовлетворением отмечаем утверждение этим письмом необходимости «слы
шать и отображать переживаемую эпоху» и при
знание положительной роли «идеологических и художественных взрывов изнутри театра, как моментов, способствующих его росту». Целиком со
лидаризируемся с положениями письма в этой ча
сти. С самого начала конфликта эти положения неоднократно высказывались нами, как «изнутритеатра, так и в советской печати. Эти наши положения, проводимые нами в тягчайших усло
виях несочувствия большинства труппы, были одобрены месткомами почти всех московских театров, прессой и подавляющим большинством выступавших ораторов на последних губернском и всесоюзном съездах Рабиса,
Не можем мы только никак согласиться с тем пунктом декларации, что постановка пьесы «Взя
тие Бастилии» с темой столетней давности и к тому же в пацифистской интерпретации Р. Роллана может в какой-либо степени «услышать и отобразить» эпоху Октябрьской Революции. Сожалеем, что театром не использована для этой цели поступившая по нашей инициативе современная пьеса современного автора на тему, близкую Октябрьской Революции.
Однако, последовавшее за «словом» декларации Чехова его же «дело» — заставляет нас невольно усомниться в его искренности. А «дело» сводится к следующему. Одновременно с опубликованием Чеховым в печати письма, нами, нижеподписавшимися, получено за директорской подписью того же М. Чехова письмо совершенно ино
го порядка. В этом письме Чехов оповещает нас о предстоящем нашем увольнении, что противоречит не только его же утверждению, что «разно
гласия создают горячий ритм жизни» театра, но и резолюции президиума ЦК Рабиса о необходимости сохранить нашу группу, «как одно из проявлений роста театра».
Как примирить эти противоречия и есть ли это та «этика, бережность и товарищеское единение», к которым апеллирует в своем письме М. Чехов— разрешат наши профсоюзные органы и советская общественность.
А. Дикий, Л. Волков, О. Пыжова, М. Цибуль
ский, Г. Музалевский, Б. Бибиков.