К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ОКТЯБРЯ

Юбилейные торжества открывают богатые возможности для творческого проявления как профессиональному, так и самодеятельному искусству.
Итоги социалистического строительства за десятилетие в области промышленности и сельско
го хозяйства и культурный рост рабочекрестьянских масс за эти годы — вот основное содержание Октябрьского праздника.
Само собой понятно, эти вопросы должны быть связаны с текущим политическим моментом и с перспективами социалистического строительства.
Профессиональное и самодеятельное искусство, подводя итоги своей работы десятилетие, должно в то же время развернуть с максимальной силой большую пропагандистскую деятельность.
Однако, это бесспорное требование, судя по имеющимся сведениям, далеко не в полной мере будет выполнено профтеатром.
Если такие театры, как театр Революции, театр им. МГСПС, театр Пролеткульта и др. смогут дать новые революционные постановки, то репертуар некоторых ак-театров стоит иод вопросом. Време
ни остается очень мало, думать о заказах на новые пьесы едва-ли приходится.
Если в московских театрах вопрос о подготовке к десятилетию стал достаточно актуальным, то этого ни в коей мере нельзя сказать об уезд
ных профтеатрах. Подготовка к десятилетию здесь еще и не начата.
Значительно лучше обстоит дело с самодеятельным искусством, с подготовкой к десятилетию в рабочих клубах и избах-читальнях.
Октябрьские торжества должны поднять волну самодеятельности рабоче-крестьянских масс.
В этих целях и губернская комиссия нс проведению Октябрьских торжеств, и губполитпросвет, и КО МГСПС предполагают провести ряд конкурсов, соревнований и показов самодеятельности художественных кружков, с участием одиночек рабочих и крестьян, занимающихся искусством.
В деревне эти показы должны пройти по волостным центрам, после чего проводятся уездные и обще-губернский смотры художественных кружков. Обще-губернский смотр художественной ра
боты изб-читален позволит организовать большой вечер смычки искусства города с деревней.
Мосгубполитпросветом и КО МГСПС приступлено к составлению текстов для живых газет и пьес. Этот материал должен выйти из печати в первой половине июля.
Конечно, в значительной мере придется ограничиться ранее изданным репертуаром. В этих целях производится просмотр имеющихся пьес, после чего на места будут разосланы рекомендательные списки, а также и пьесы.
Для обслуживания московской деревни организуется Первый Передвижной Деревенский театр,
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ:
Отв. ред. М. И. Розен — понедельник с 4 до 6 ч. Техн. секр. М. И. Ильин — ежедневно с 2 до 5 ч.
который включает в свой репертуар пьесы и живые газеты на темы десятилетия. За 2—3 месяца передвижной театр должен обслужить 20—25 волостей.
Очень важным является вопрос о проведении демонстраций. Опыт показывает, что у нас здесь не вое обстоит благополучно. Наблюдается много организационных недостатков. В самой Москве демонстрацию предположено построить по принципу встречных колонн. Эта мера позволит де
монстрантам видеть не только оформление своей колонны, но и значительную часть всей демонстрации.
Наряду с этим, большое значение приобретает изо-оформление городских площадей, улиц, зда
ний, витрин магазинов. Здесь общее требование— максимальное насыщение всего изо-оформления итоговым и историческим материалом.
Если центральные городские площади должны освещать итоги социалистического строительства в целом, то районные площади будут давать характеристику районной работы и в области промышленности, и в области культурного строительства.
Не менее важным вопросом является оформление бульваров, садов для рабочих гуляний. В этом отношении высказываются пожелания организовать на бульварах витрины, рисующие рост и состояние отдельных заводов Москвы.
Большие возможности открываются для оформления витрин магазинов; здесь, вместо тради
ционных портретов, полотнищ красной материи, рекомендуется устраивать из товаров, имеющихся в магазинах, предметные диаграммы, рисующие рост производства и потребления, рост числа членов кооперативов и т. п.
На долю изо-искусства выпадает задача организовать передвижную выставку картин и графики. Эта выставка за 2—з месяца должна обслужить большинство уездных городов Московской губернии.
Учитывая большой спрос рабочих клубов на эстраду, Мосгубполигпросвет, совместно с заинтересованными организациями, предпринимает меры к составлению текстов Октябрьского репертуара.
Среди работников эстрады намечено проведение собраний по вопросу обслуживания рабочих клубов к десятилетию.
Не менее острым вопросом является составление репертуара для передвижных теа-коллективов, работающих в клубах. Здесь в значительной мере должен быть использован ранее изданный революционный репертуар, а также инсценировки соответствующих беллетристических произведений.
В заключение необходимо остановиться на проведении массового художественного просвещения, на постановке лекций, диспутов, вечеров, судов но вопросам искусства, по итогам театральной, литературной, музыкально-вокальной и изобразительной работы.
Здесь большую роль должны сыграть ассоциаций, объединения работников искусств, а также художественные советы при театрах.
О кино и радио-работе к десятилетию необходимо говорить отдельно.
Н. Масленников