РАЙОННЫЕ САДЫ

Большинство летних театров в центре как по репертуару, так и по ценам, не предназначены для обслуживания рабочего зрителя. Обслуживание рабочих масс, живущих преимущественно на окраинах, ложится почти целиком на летние сады, которые летом становятся единственным местом отдыха и развлечения.
Прошлые сезоны показали слабость работы летних садов, ориентировавшихся на мещанскообывательского зрителя. Репертуар театров состоялся из «прогремевших» боевиков вроде «Заговора императрицы», «Семи жен Иоанна Гроз
ного» и т. д. и старых пошленьких комедий;
в кино — из серийных детективов, вытащенных из архивов. На эстраде непроходимая пошлость,
плоские шуточки и т. и. Сады держали курс на обслуживание «кассового», по большей части мелко-буржуазного зрителя, нисколько не заботясь об обслуживании фабрик и заводов. Организационная постановка дела была на редкость слаба. Но главе стоял заведующий, единолично решавший вопросы художественного порядка. Почти не практиковалось организованное распределение билетов.
В этом сезоне летним садам пора взять курс на обслуживание рабочего зрителя и отказаться от прежнего «кассового» подхода. Нужно совершенно изменить самую организацию этого важного дела.
Вот основные, необходимые с нашей точки зрения мероприятия: при летнем саде организуется широкий художественный совет, в кото
рый входят представители крупнейших фабрик, заводов и учреждений района, обслуживаемого данным садом. Кроме представителей профессиональных союзов, в худсовет входят представители соответствующих организаций — райкома
ВКП(б), ОНО, УМЗП и т. д. и представители актерских коллективов. Билеты распределяются через месткомы, цены максимально снижаются:
последнее при заполненности театра оправдает себя. Если позволят объективные условия, нужно ввести абонементы и кредитование (или рассроч
ку). Администрации летних садов целесообразно провести нечто вроде трестирования: несколько летних садов обслуживаются одним актерским коллективом, специально сформированным через Посредрабис. Этим будет достигнуто чрезвычайно многое: плановость всей работы, в частности репертуара, и значительное удешевление постано
вок, а главное — значительное повышение качества художественной продукции. Актерский коллектив, в свою очередь, имея месячный определен
ный бюджет, необходимую базу для работы и т. п. — безусловно будет иметь возможность более тщательно и добросовестно работать.
Далее, — чрезвычайно острый вопрос — репертуар. Безусловно, в работе летних садов нужно раз и навсегда отказаться от модных «боевиков», пошлых комедий, псевдо-исторических пьес, от бульварной экзотики и т. д. Это неоспоримо.
Театр, эстрада и кино занимают большое место в работе летних рабочих садов. Но нельзя забывать и того, что многие клубы летом закрываются и летний сад становится едва ли не един
ственным местом отдыха рабочего. Часть дней надо забронировать за клубной работой, за самодеятельными кружками.
Кроме организационных мероприятий, на работу летних садов должны обратить внимание и советская общественность и пресса. Необходим общественный контроль над работой летних садов, борьба со всякими «вывихами», деловая критика и помощь в деле обслуживания рабочего зрителя.
Пора дать рабочему зрителю идеологически выдержанное и в то же время достаточно художественное зрелище.
Б. Горн
Б. КУСТОДИЕВ
„ГУСАРЫ И ГОЛУБИ , эскиз декорации