ускоренія подвоза произведеній поволжскихъ губерній къ портамъ Балтійскаго и Чернаго морей, — Сѣверъ Россіи сталъ терять свое значеніе. Стоить только взглянуть на карту, чтобы убѣдиться, что всѣ желѣзныя дороги, всѣ искусственные водяные пути сообщенія направлены отъ Волги къ Балтійскому и Черному морямъ и къ западной границѣ; Сѣверъ же остался безъ путей сообщенія и совершенно обособленными Вмѣстѣ съ развитіемъ рельсовыхъ путей отъ Волги къ Западу, капиталы отшатнулись отъ Бѣлаго моря, торговля и промыслы начали падать, а жители Сѣвера,
несмотря на окружающія ихъ богатства, стали испытывать постоянную пужду.
Географическое положеніе п климатическія условія Сѣвера таковы, что земледѣліемъ населеніе запинаться не можетъ, но оно имѣетъ полную возможность жить и пользоваться даже благосостояніемъ, занимаясь рыбными, звѣриными, лѣсотехническими и горно
заводскими промыслами, судостроеніемъ и торговлею, — конечно, при томъ условіи, чтобы продуктамъ этихъ промысловъ былъ предоставленъ болѣе или менѣе вѣрпый, обезпеченный и скорый сбытъ.