скому развитію и возрождению Сѣвера: въ 1895 году приступлено къ сооруженію желѣзной дороги отъ Вологды до Архангельска1), а въ 1896 году отъ Перми на Вятку и Котласъ.
*) Рельсовый путь отъ Вологды до Архангельска имѣетъ протяженіе 600 версть.. Возвращаясь въ декабрѣ 1896 г. изъ С.-Петербурга въ Архангельску я отправился по линіи желѣзной дороги и проѣхалъ въ вагонѣ по рельсамъ 360 верстъ и на лошадяхъ 240 верстъ. По ходу работъ на пространствѣ, гдѣ еще но уложенъ рель
совый путь, нужно думать, что весь путь будетъ открытъ для всеобщаго пользованія къ концу 1897 г., несмотря на всѣ трудности, которыя пришлось преодолѣть при проведеніи дороги по необитаемой мѣстности, по дебрямъ, куда ранѣе не всту
пала человѣческая нога, по тундрамъ и глубокимъ болотамъ, и съ которыми, повидимому, инженеры справились вполнѣ успѣшно.
Эти дороги соединятъ между собою бассейны рѣкъ Камы, Волги и Двины; Сѣверъ Россіи будетъ обезпеченъ дешевымъ хлѣбомъ, а продукты его промысловъ найдутъ себѣ сбытъ на внутреннихъ
рынкахъ; усилится эксплоатація природныхъ богатствъ края и его колонизація; съ другой стороны, произведеніямъ земледѣльческой промышленности сѣверо-восточныхъ приволжскихъ губерній


п западныхъ губерній Сибири откроются новые рынки какъ на самомъ Сѣверѣ, такъ и за границею черезъ ближайшій Архангель