Театр близких дней


Ленинградский ТРАМ
Те, для которых «искусство ради искусства», кто корнями прочно сросся с полюбившимся родным и близким наследием прошлой культу
ры, кто в отзвуках былого хоронит завтрашний день — иронически улыбаются, недоумевают.
Они, горделиво хранящие театральные заветы, они — носители «подлинного» мастерства — никак не могут понять, что вот эта «клубная любитель
щина», это отсутствие старой и привычной им театральной культуры, эти самоучки-актеры,
пришедшие в театр от станка и слабые пьесы— зачатки нового, рабочего и подлинно нашего театра ближайших дней.
Ныне, когда на смену интеллигентскому театру с его «человеческим» нутряным копанием, когда на смену привычному русскому слову, заученному профессионалами у московской про
свирни и сохранившему свое обаяние лишь для «поклонников старины» и музейных ценителей,
идет театр рабочего и молодежного быта, где люди заводских станков, люди революции говоря новым образным и сильным языком — «гурманы уходящего искусства» недоумевают.
Ибо ключа к этому языку, ключа к пониманию — у них нет. Слишком велика разница двух культур.
Подлинный рабочий театр неизбежно должен был найти свой собственный стиль не только в заказах, данных драматургии, но и в общем сценическом показе режиссерской трактовки и технике нового актера. Нужно было глубоко разло
мать старую культуру театра, чтобы, используя все пригодные нам обломки ее, самим на развалинах строить новый и близкий массам спектакль.
Наряду с медленным эволюционным путем наиболее близкой нам части старых профессионалов, в среде рабочей молодежи начинается ки
пучая экспериментальная работа по созданию новых театральных форм, пролагаются пути, ве
дущие от самодеятельных клубных кружков к созданию молодежного рабочего театра, наме
чается массовое уже движение — строительство
ТРАМ’ов, кладется, наконец, основа новому виду профессиональных рабочих и молодежных театров.
Наиболее характерным в этом отношении и дающим уверенность в конечной победе этого движения является путь пионера ТРАМ’изма,— гастролировавшего недавно в Москве ленинградского ТРАМ’а.
В Ленинграде, в 1922 году, при Доме Коммунистического воспитания имени Глерона, организовался под руководством М. Соколовского комсомольский драматический кружок. Вопреки общей заразе подражания профессионализму, охватившей тогда нарождающееся движение самодея
тельных театров, кружок этот поставил себе задачей путем коллективного самодеятельного творчества создать новые формы зре
лищ, непосредственно вытекающих из новых же форм общественного быта.
От массовых празднеств, от выступлений на эстрадах и площадях, через театрализованную физкультуру, через коллективную декламацию и комсомольские песни, через инсценировки-одно
дневки, через агитки и живые газеты — в ноябре 1925 года пришел этот кружок к созданию театра рабочей молодежи.
Первоначальные работы театра носили ярковыраженные черты некоторой отвлеченности, схематичности и т. д., столь свойственные жи
вым газетам и клубным инсценировкам. От них же ТРАМ на первых порах, наряду с синтетич
ностью своих спектаклей взял и прием истолкования отдельных образов-масок: рабочего молодняка и его врагов.
Только пафос и героика одних были углублены и эти маски приобрели характер живых обобщенных образов, а гротесковость других была утончена и схематичность положений персонажей пьес — оживлена занимательной интригой.
Через ряд постановок, через постепенное воспитание своего актера, ТРАМ смог перейти от узких частных тем к спектаклям большого мас
штаба и общей значимости. Три последних его постановки («Бузливая когорта», «Зови фабком
и «Плавятся дни») наглядно демонстрируют рост театра и позволяют говорить о нарождающемся новом театральном стиле.
„Плавятся дни“ Шарж Э. Мордмилловича
Зосима Чубиков — А. Виноградов
Первый спектакль, выпущенный ТРАМ в истекшем сезоне — «Бузливая когорта» — комедия, по
священная организации комсомола, и борьбе
эсеров, меньшевиков и анархистов за влияние в 1917 году на молодежь. В пьесе даны не поло
жительные ходульные персонажи из агиток, а живая, подлинная молодежь.
Несмотря на то, что в этом спектакле сильнее, чем в других показанных нам работах театра сказывается налет «любительщины» и отголоски, быть может, инстинктивных подражаний старо
му театральному профессионализму — он резко уже намечает новые, становящиеся типичными для комсомольского театра черты. Навыки в движениях и языке рабочего молодняка, пронизывающие его быт, молодой задор, игры, песни,