„Гора поет“ — пьеса о шахтере

Беседа с драматургом З. Чалой
Я работаю в настоящее время над пьесой, посвященной жизни шахтеров. Быт и условия жизни шахтера, его взаимоотношения со специа
листами на рудниках, — интересуют меня уже давно. После Февральской революции я работала несколько месяцев по поручению Ростово-Нахи
чеванского комитета большевиков в качестве агитатора в Александровско-Грушевском районе Донбасса. Приходилось мне встречаться с шахтерами и на фронтах гражданской войны — дон
ском, каспийском и кавказском театрах военных действий, где связь моя с шахтерами по настоя
щему окрепла. В Железном полку, в котором я была комиссаром, было много шахтеров. Шахты и рудники были разгромлены и разорены белыми, шахтеры и их семьи поголовно вырезывались. И они шли в Красную гвардию.
Вот почему фигурируют в «Амбе» красноармейцы-шахтеры. Первая пьеса «Шахтеры», кото
рую я написала в 1920 г., была также посвящена шахтерам. В этой пьесе описывались массовые события, которые прошли у меня перед гла
зами — захват рудников рабочими, подготовка к гражданской войне и параллельно напряжение всех сил для помощи топливом рабочему Питеру, только - что взявшему власть в свои руки. Шахтеры проявили исключительный героизм. Они находились до революции, особенно в военное время, на положении «мобилизованных», т.-е. попросту являлись настоящими рабами у владельца рудника. Эта пьеса шла в Казани и была поставлена и в ряде клубов провинции.
Весной прошлого года я ездила в Горловку— промышленный центр Донбасса для того, чтобы познакомиться с бытом шахтеров уже в усло
виях социалистического строительства. Я ходила по казармам, осматривала клубы, говорила с рабочими, присутствовала на комсомольско-горняцкой конференции, на производственном совеща
нии рудников, спускалась на глубину 260 саж. в шахты, словом, знакомилась со всеми условия
ми жизни, быта и производства, со всем укладом шахтеров. Большую помощь мне оказали горняцкие профсоюзники — председатель рудничного ко
митета сибирский шахтер тов. Тимошенко и тов. Тютюников, которые дали мне много материала, послужившего основанием для моей повой пьесы. Особенно тяжелое впечатление произвели на меня взаимоотношения рабочих со специалистами.
С тех пор я работаю над пьесой «Гора поет». В стержне своей пьесы я ставлю работу специа
листов на руднике, вредительство их, трудности нашего строительства и инициативу рабочих и комсомольцев в раскрытии «работы» спецов. Вы
ведены типы: инженера, преданного советскому строительству и ведущего опасную и трудную борьбу, ряд характерных типов шахтера-изобретателя, шахтера-бродяги, работающего только осенний и зимний сезоны, шахтера — бывшего кочегара, типы профсоюзника, комсомольцев и администраторов. Интересен тип шахтера, вышедшего из рабочей среды, но ведущего предатель
скую работу вместе со спецами. Среди женских типов — комсомолка-профсоюзница, молодая шахтерка-откатчица, дочь инженера — интеллигентка .... деклассированная шахтерка — люмпен-пролетарка.
Задачей моей поездки на Донбасс было создание пьесы на тему пафоса социалистического строительства, но близкое знакомство с шахтер
ской действительностью привело меня к мысли
написать пьесу на тему глухой, скрытой борьбы специалистов против героического и упорного труда рабочих над восстановлением нашей гор
ной промышленности. Так была создана пьеса «Гора поет».
Пьесу предполагаю закончить к этому сезону. В пьесе 4 акта. Одна из картин под землей, остальные — на территории рудника.

„Вредный элемент“

Театр Уполитпросвета
Диспропорция, существовавшая между кипением театральной жизни Москвы и жалким прозябанием ее ближайших соседей — фабричных
местностей Московского уезда, подмосковных дачных поселков — начинает постепенно изживаться. Этот процесс происходит не столько путем «расширения диапазона» центральных московских театров, сколько через создание театральных ячеек, ставящих своей задачей добро
совестное и доброкачественное обслуживание подмосковной «провинции». Одним из примеров такого передвижного подмосковного театра может служить театр, выросший из одной, из групп кооперативной живой газеты «Смычка», текущим летом прикрепившейся к политпросвету Московского уездного совета для обслуживания уезда.
Сейчас театр закончил и показывает по уезду «Вредный элемент», поставленный И, Бахметьевым, молодым режиссером-АНР овцем.
Спектакль сделан им в форме живого гротеска, быть может не закапывающегося в «идеологические» дебри, там, где их нет, по крепкого, весе
лого, театрального. Основной режиссерский прием, придающий этой постановке «Вредного
элемента» остроту и занимательность, это — игра с вещами. В этом приеме Бахметьев показал себя изобретательным и остроумным режиссером. Бли
зость такой трактовки «Вредного элемента» к оперетте хорошо подчеркнута танцами (ставил Б. Орлов), которыми насыщен спектакль, и пода
чей вокальных номеров не «по-куплетному», а органически, в процессе развития действия.
Актерский ансамбль театра ведет спектакль достаточно уверенно. Из отдельных исполнителей выделяется Местечкин (Надрыв-Вечерний). Оформление Мусатова удачно приспособлено к условиям передвижного театра, при чем эта «пере
движная» особенность не влияет отрицательно на общетеатральные качества оформления, как это обычно наблюдается. Очень эффектна и ре
жиссерски, и актерски, и со стороны оформления заключительная сцена спектакля.
В привлечении молодых режиссерских сил, в искреннем стремлении дать обиженной центром «подмосковии» культурное театральное зрелище — залог роста и успеха этого молодого театра. Нужно только пожелать ему не ограничи
ваться пьесами, игранными уже на «большойсцене, а искать свое лицо и в репертуаре.
И. АСТРОВ