только по пивным и ресторанам. Нужно поставить дело так, чтобы каждый артист, получивший по своей квалификации нужную группу, имел бы право выступать везде, само собой ра
зумеется, с репертуаром, разрешенным для той или другой аудитории.
Итак, наша очередная и совершенно неотложная задача в области эстрады — генеральная перерегистрация всех эстрадных артистов.
Для оставленных в списках Центропосредрабиса нужно организовать серьезную работу по по
вышению их артистической и общеполитической квалификации, а отсеянным, негодным рекомен
довать заниматься более подходящим для них делом.
Характерно, что в Ленинграде на генеральную перегистрацию эстрадных артистов явилось лишь около 50%; остальные, до сего времени в поисках работы ежедневно заполнявшие помещения Ленпосредрабиса, исчезли, очевидно, при
знавая себя не отвечающими требованиям, предъявляемым при перерегистрации. Скатертью доро
га! Занимайтесь другим, более подходящим для себя трудом, или занимайтесь серьезной работой над собой и потом, чувствуя себя достаточно подготовленными, приходите в квалификационную комиссию.
Третье зло — неблагополучие эстрады в репертуарном отношении.
Исполняют на эстраде романсы, русские песни и т. п., уже давно отстоявшийся репертуар, но до сего времени нет квалификации эстрадного репертуара по линии музыкально-вокально
го жанра. Существует какой-то «допотопный» нерядок: каждый артист, желающий работать на эстраде, представляет в органы репертуарного
контроля тетрадь перепечатанных на машинке русских песен, давно всем известных романсов и т. п., музыкально-вокальный репертуар. Печа
тают его артисты тысячи и десятки тысяч раз (зарабатывают машинистки, платят нередко голодающие артисты), репертуарные органы просматривают одни и те же номера десятки тысяч раз, и нередко получается такая несуразность: в тетради одного артиста номер вычеркнут, в тетради другого он разрешен; в одном месте разрешен по литере «А», в другом по литеру «Б».
На этой почве происходят между контрольными органами и артистами, а также между самими артистами трения: бывают слезы, истерики. Необходимо:
1. Срочно установить классификацию эстрадного репертуара, провести литеровку его, издать, сделав, таким образом, доступным его для всех артистов. Этим можно будет освободить эстрадных артистов от печатания репертуара на машинке и представления «тетрадей» в контроль
ные органы: артист, получивший квалификацию по определенному жанру, должен иметь право исполнять весь репертуар своего жанра. Литорганы, в случае надобности, могут устраивать
просмотр исполнения данным артистом данного репертуара. Вместе с тем, можно будет перейти от разрешения репертуара отдельным артистам к утверждению программ отдельных вечеров, концертов и т. п.
После проведения вышеуказанных мероприятий, артисты будут представлять в литорганы лишь репертуар, невключенный по тем или другим причинам в уже изданные списки, или совсем новый репертуар.
Но проведение этих мероприятий есть только половина решения репертуарного вопроса.
От политики отбора и классификации репертуара. общеизвестного или приносимого в репер
туарные органы отдельными артистами, нужно перейти к политике создания нужного нам эстрадного репертуара на актуально-современные темы.
До сего времени каждый артист живет «на подножном корму»: сам ищет себе автора и заказывает ему тему, которая, по его мнению, будет для него прибыльной. В результате получается: продал артист, так сказать, свои послед
ние брюки, чтобы выручить деньги на покупку репертуара, заплатил автору 50—100 рублей и приносит в репертуарный орган такую пошлую дрянь, что не понимаешь, как бумага все это терпит и как не стыдно такой репертуар писать и представлять на просмотр. В ответ на заслуженные упреки в таких случаях слышим:
«Что делать, есть хочется: кабак давит на артиста, артист на автора — вот и получается такой репертуар». Позорный хвостизм, не делающий чести ни артистам, ни авторам! Но все же это горькая истина.
Поэтому нужно, немедля, приступить к организованному снабжению артистов репертуаром: организовав авторов, нужно приступить к разработке репертуара к кампаниям, к дням красного календаря, на актуальные темы быта, политики внутренней и внешней и этот репер
туар, просмотренный репертуарными органами, издавать для общего пользования.
Дело это не трудное: этому начинанию будет рад эстрадный автор, облегченно вздохнет ар
тист-эстрадник, освобожденный от ига автора — «жучка» и от хождения но репертуарным органам, и эстрада в целом получит, таким образом, актуально-злободневный репертуар, который бьет в унисон с пульсом текущей жизни
Как организовать все дело оздоровления эстрады?
Нам кажется, нужно немедленно приступить к созданию в Москве и в других городах эстрад
ных театров (кое-где уже это проводится в жизнь), как центров эстрадной культуры.
Эстрадный театр в Москве должен играть роль центрального, руководящего. Здесь должны быть мастерские эстрадного репертуара со своим журналом или бюллетенем; здесь должны быть организованы студии по подготовке и по повы
шению квалификации эстрадных артистов; здесь должны быть созданы образцовые группы, ансамбли эстрадных артистов для обслужива
ния провинций со специально установленной и проверенной программой.
Без создания таких центров эстрадной культуры немыслимо устранение тех болезней эстрады, свидетелями которых в настоящее время мы являемся.
В заключение считаем необходимым поставить еще один вопрос для обсуждения нашей общественности.
Это — нужна ли эстрада в кабаках и ресторанах? Кому и какую пользу она там приносит?
Нам кажется, эстрада в пивной и ресторане служит лишь для распространения пьянства. Поинтересуйтесь и вы увидите, что по понедельникам, когда в пивных и ресторанах нет эстрадных выступлений, там мало посетителей, пусту
ют эти «культурные» учреждения. По нашему мнению, это указывает на то, по какому пути мы должны итти в решении поставленного выше вопроса.
Я. ГАЙЛИС