Пути эстрады

Эстрада — чрезвычайно близкий массам вид зрелища. Острая, меткая, четкая она давно ужо неотъемлема от праздника, ярмарки, балага
на. Она, в сочетании с цирком, жизнерадостная и веселая, не младшая, а старшая сестра театра, в особенности, театра комедийного плана.
В самые свои счастливые эпохи театр всегда соприкосался вплотную с цирком и эстрадой (шуты Шекспира, маски Commedia dell’arte и т. д.) и даже в последнее время расцвет театра в СССР не обошелся без привлечения цирка и эстрады, при чем это влияние цирка и эстрады было настолько сильно, что левые наши искания в театре можно смело определить, как борьбу за цирк на сцене (аппаратура — вместо иллюзорных павильонов, акробатика, чрезвычайное членение сценического действия и т. и.). Однако, не
смотря на явно массовый характер эстрады и цирка, несмотря на колоссальное значение их в области роста зрелищного искусства в целом (вплоть до кино) сами они мало развились и продвинулись вперед. Чем объяснить этот очевидный факт?
Думается мне, что революция застала эти два искусства в самом невыгодном для них состоянии. Эстрада была превращена в привесок к пищеварительно-ресторанному быту, с одной сто
роны, и в арену порнографической эротики — с другой. Буржуазия имела (и имеет до сих пор)
достойную себя трибуну шайтана и ревю, а эстрада масс почиталась второсортным искус
ством в соответствии с классовым презрением верхов к эстетике низших слоев. Лица «подлинного» искусства от нее, в свою очередь, отворачивались с гримасой. Революция, не найдя ценностей в этом жанре повернулась к нему (офи
циально) спиной. Но жизнь делает свое: и эстрада, отбрасывая все привитое прошлым своим существованием, начинает по-новому вне
дряться в быт. С одной стороны, старые артисты приспособляются к новым темам, с другой — вы
рабатываются некоторые новые формы, идущие от самодеятельной клубной работы, и в-третьих, театр, многое взявший от эстрады, переработал в своих мастерских целый ряд элементов этого
жанра, и теперь уже — эстрада многое может взять у театра. И, наконец, цирк сам по себе
чрезвычайно благотворно влияет на рост и развитие эстрады.
Цирк был также захвачен буржуазией, но это искусство, требующее здорового тела, ловкости
смелости, искусство, насыщенное борьбой и энер
гией всегда было ближе энергии борющегося класса и только незначительная часть «любите
лей цирка», незначительная часть салонной верхушки, тянулась к нему, как к высшему изыску — «щей и каши» после всех извращенностей утонченной кулинарии.
Застой же в области цирка после революции объясняется, главным образом, тем, что движе
ние к новому на его арене, несравненно трудней, чем в любой другой области. Цирк требует высокого мастерства от каждого своего номера, а мастерство это достигается трудом и вре
менем. Самые прекрасные идеи в области цирка только тогда оденутся плотью, когда найдут со
ответственное умение у мастеров арены, а до этого они ничего не скажут и плохо поданные вызовут обратный эффект. Именно поэтому столь огромным успехом пользуются у нас иностранные аттракционы. Но наш советский мастер растет и постепенность его роста не должна смущать.
Цирк — четвертый фактор, оздоравливающий эстраду. Все эти скрещивающиеся влияния, в конце концов, приведут, и приведут обязательно к чрезвычайно пышному и яркому расцвету эстрады, к новому синтетическому типу зрелищного искусства, которое, пожалуй, имеет немень
шее будущее, чем зрелище строгой театральной: формы.
Действительно, портативность, доступность и жизнерадостность дадут возможность именно
этот жанр культивировать в нашей необъятной деревне, в наших многочисленных клубах, даже на производстве, в перерывах. Некоторое бар
ственное пренебрежение к вопросам эстрады и цирка, которое еще очень чувствуется у многих и многих, совершенно неуместно. Прекрасно, что хоть сейчас вопрос об этих жанрах начинают ставить со всей подобающей серьезностью. Нужно проявлять больше внимательности в отноше
нии к работам ЦУГЦ’а и, главным образом, к своеобразной работе Мюзик-Холла.
Макет передвижной эстрадной сцены работы художника Березовского.