Думается, что следует определенно подчеркнуть ту огромную пользу, которую Мюзик-Холл приносит эстрадному делу. Зная, что тысячи и тысячи ошибок еще испещряют его программы, нужно, однако, с чрезвычайной осторожностью оздоравливать это молодое начинание. Необходи
мо со всей категоричностью подчеркнуть, что установка подобного Центрального дома эстра
ды должна быть на квалификацию номеров, на увлекательность и разнообразие программы. Лю
бительство никоим образом недопустимо. Итти по этому пути — это лучший способ дискредитировать Мюзик-Холл.
Прямолинейная агитка возможна только в самых незначительных дозах, пересыпанная высо
кими по мастерству номерами здорового атракциона, танцами, вокально-музыкальными вы
ступлениями и массовой игрой со зрителем. Вся программа должна быть агитирующей за крепость нервов, за силу воли, прививающей опти
мизм и широко открывающей возможности объе
динения и взаимодействия всему коллективу зрителей между собой и зрителям с актерами.
Конечно, репертуарный материал: словесный,
Художник Березовский
музыкальный, и т. д., должен все время улучшаться, но в этой борьбе за новый репертуар линией наименьшего сопротивления, опасным
путем надо считать такой путь, который каждый номер, каждое выступление захочет сделать полезным для интеллекта, «содержательным». «Зачем фокусники?», «Какая дурацкая гимнасти
ка!» — сплошь слышишь о лучших номерах. Доценты и профессора искусства должны помнить: непосредственное воздействие на интел
лект не всегда самое лучшее. Поднятие общего жизненного тонуса нам не менее важно.
Хорошая порция эстрады нужна нам чисто физиологически.
Конечно, беспартийности быть не может и здесь. Однако, не следует уподобляться слону в посудной лавке и, разбивая фарфор эстрадных номеров, искать университет (даже народный:) или парткурсы в цирке!
Доза сокровенной агитки, которая допустима и необходима, должна быть точно взвешена, но зато уже то, что дается в этом смысле, должно быть умно и серьезно сделано. В противном слу
чае страдают и идеология и эстрада (пример многое из «Синей Блузы»).
Исходя из этих положений, — надо считать правильным приглашение иностранных актеров
„Роз-Мари“Шарж Э. Мордмилловича
Черный орел — Стравинский
эстрады. Они дают прекрасную зарядку нашей собственной эстраде, являясь пока рекорд
ными в целом ряде областей. Излишне, конечно, сенсационное рекламное захлебывание, только вредящее цели. В дальнейшем, с ростом наших собственных сил подобные приглашения будут практиковаться все реже и реже. Приманкой будет вся программа в целом, и заграничные «гвозди» можно будет не употреблять.
Крайне правильными надо считать предложения, которые мне привелось слышать в докладе директора ЦУГЦ’а тов. А. М. Данкмана о создании эстрадной объединенной программы: о ре
жиссуре эстрады. Режиссер, организующий эстрадные номера в единое, по определенным
методам построенное зрелище, не теряющее ни своего темпа, ни своего темперамента и мастер
ства, ни своей остроты, режиссер, умеющий найти приемы максимального вовлечения зрителя, умеющий: заставить этого зрителя играть,
режиссер, вносящий новые темпы в пантомимы и находящий все более и более злободневный текст для разговорного жанра, — такой режиссер эстраде необходим и такой режиссер к эстраде придет! Но если он захочет «возвысить» этот жанр, «поднять» его до театра, то он только испортит эстраду. Это два разных типа зрелищ
ного искусства. Что нужней, что ценней — об этом еще не сказано последнее слово.
Необходимо также приветствовать мысль ЦУГЦ’а о создании передвижных эстрад «Мюзик-Холлей». Эстраду следует довести до самых истоков быта. Но в противовес самотечно-пивному порядку, где она — буржуазная отрыжка, довести ее организованно и умно.
Профессиональная эстрада обязательно должна увязаться с деятельностью самодеятельных клубных кружков. Их взаимодействие может принести превосходные результаты. Клубные круж
ки — резервуар тем. Профессиональная эстрада— резервуар квалифицированной формы, которой, однако, этот тематический источник совершенно необходим.
Но при этом было бы совершеннейшей бессмыслицей выступления клубных кружков (как правило) делать номерами профэстрады, от этого и то и другое только пострадает.
В заключение хотелось подчеркнуть еще раз: побольше внимания к эстраде, ее методам, ее опытам проникновения в быт. Об этом необходимо говорить. Очень необходимо. Г. РОШАЛЬ