блужденіе или неправильное сужденіе другаго рода, состоитъ вЪ томЪ, что сЪ начала видятЪ они всѣ предметы вЪ двойнѣ поелику вЪ каждомЪ глазу дѣлается изображеніе одного и то
го же предмета: обманчивость сія равнымЪ образомЪ не иначе можетЪ быть исправлена, какѣ опытомЪ прикосновенія, чрезЪ которой снискиваютъ они нужное познаніе кЪ поправленію
оныхЪ, и вЪ самомЪ дѣлѣ получаютЪ навыкѣ представлять себѣ вещи одинаковыми, казавшіяся имЪ прежде вЪ двойнѣ: сія обманчивость вЪ зрѣніи, равнымЪ образомЪ какЪ и первая,
вЪ послѣдствіи истинною прикосновенія такЪ исправляется* что хотя мы вЪ самомЪ дѣлѣ видимЪ всѣ предметы вЪ двойнѣ и обращенными; однако же представляемъ ихЪ себѣ вЪ воображеніи наіиемЪ дѣйствительно одинакими и прямо стоящими, и увѢряемЪ себя, что такое обѣ нихЪ понятіе про
изводимо бываетъ существеннымъ образомЪ посредствомъ зрѣ
нія; хотя вЪ прочемЪ зависитъ оное ошЪ разсужденія души нашея, основаннаго на прикосновеніи : если бы мы лишены были чувства осязанія, то бы глаза наши насЪ обманыва
ли не токіую рЪ отношеніи .кЪ положенію, но .и кЪ числу предметовъ.
Первая обманчивость есть слѣдствіе прОизходящее оіпЪ строенія глаза, внутри коего представляются предметы вЪ обращенномъ положеніи, поелику лучи свѣта, изображающіе ви
ды ю и хЪ самыхЪ предметовъ, не иначе могутЪ входить вЪ тлазЪ какѣ пресѣкался вЪ маломЪ отверстіи зрачка. Для полученія совершеннаго и яснаго понятія, какимЪ образомЪ сіе обраще
ніе
замЪ перста оныхЪ не щурятЪ, то сіе неоспоримо: но сіе зависитъ опіЪ пліЗнки, довершающей радужную перепонку и закрывающей ония отвер
стіе, а можетЪ быяіь и опхЪ глазной влажности, которая у іддаденцовЬ бываетЪ красновата.