падать уже не на тѣ части, имѢюшЪ препятствіемъ противную привычку той, каковую приобрѣсть желаютЪ, и что можетЪ быть, потребно для нихЪ упражненіе 20, 30 или 4.0 лѣтѣ, для изглажденія слѢдовЪ сего прежняго образа судить.
II можно вѣрить, если бы таковая перемѣна вЪ зрительныхъ осяхЪ глаза случдлася у людей пожйлыхЪ, и они стали бы ви
дѣть предметы вЪ двойнѣ, то не достало бы ихЪ жизни кЪ поправленію ихЪ сужденія чрезЪ истребленіе слѢдовЪ прежней привычки, и слѣдовательно во всю остальную жизнь видѣли бы они предметы вЪ двойнѣ.
Посредствомъ чувства зрѣнія не можемЪ мы имѣть ни какаго понятія о разстояніяхъ безЪ помощи осязанія ; всѣ пред
меты казалися бы намЪ вЪ самомЪ глазѣ находящимися, по
елику изображенія сихЪ предметовъ вЪ самомЪ дѣлѣ вЪ ономЪ бываютЪ ; и младенецъ, еще ни до чего не прикасавшейся, дол
женъ себѣ представлять, какЪ бы всѣ сіи предметы внутри его глаза находилися ; онѣ видипіЪ ихЪ шо большими, то меньши
ми, смотря по приближенію или ртдаленію оныхЪ отЪ его глазѣ; муха приближившаяся кЪ его глазу должна ему ка
заться животнымЪ огромной величины, а лошадь или корова вЬ отдаленности находящіяся покажутся ему гораздо меньши
ми, нежели муха: слѣдовательно не можетЪ онЪ имѣть при помощи сего чувства ни малѣйшаго познанія о величинѣ вЪ отношеніи кЪ предметамъ, прелику не имѢешЪ онЪ ни какого по
нятія обЪ отстояніи , вЪ каковомЪ оные находятся; и не прежде
можетЪ онЪ получить сіе понятіе обЪ отстояніи и величинѣ предметовъ, какѣ измѣривъ разстояніе протяженіемъ рукЪ, или перенося тѣло свое отЪ одного мѣста кЪ другому. Преж
де согсемЪ не понимаетъ онЪ сего отстоянія, и не иначе можещЪ судить о величинѣ предмета, какЪ чрезЪ изображеніе
соста