зрителю. Художественная декорация отвлекает внимание зрителя, отнимает глазное впечатление от игры актера, как-бы приостанавливает мысль зрителя, заставляет его погрузиться в спокойное со
зерцание. А уберите актеров, уберите пьесу те
же декорации перестанут быть художественным произведением. Но даже и в том случае, когда декорация независимо от спектакля представляет художественную ценность, в театре ока не мужна. Театр нужен для того, чтобы там все действовало; актер и мысль зрителя. А декорация зовет к со
зерцанию, к покою. Внимание зрителя в театре вещь очень нежная—оно легко разбивается всем посторонним. Кашель, чихание, падение стула, луч света самое мимолетное, но постороннее, уже рассеивает работающую мысль, путает ее пути; раз
дражает нервы. Попробуйте выпустить на сцену
собаку или кошку во время самой глубокой игры актеров, и зритель будет отвлечен от действия сцены. Если убрать со сцень^ декорацию, убрать все, кроме того, что нужно по пьесе актерам, зри
тель будет внимательнее к действию к мысли поэта и воплощению ее актером и значит уйдет из театра духовно богаче. Игра актера передает мысль поэта, дающего зрителю то жизнь, то фан
тазию человека, часто фантазию самого зрителя.
Поэтому зрителя и актера в театре необходимо оставить вдвоем, как на исповеди. Конечно, театрам. бессильным дать хорошую пьесу и хороших актеров, приходится давать хорошие декорации;
чем же еще заманить публику? но такие театры обычно недолговечны, разоблачаются. Ни актеру, ни поэту, ни зрителю декорация не нужна, необходим только минимум обстановки. Стало быть,