декоратор пусть займет то место в театре, которое пожелает отвести ему замысел поэта и коллектив актеров.


Кто же создает театр?


Создают его зритель, поэт и актер. Как помогают строить театр поэт и актер, вышедшие из зрительного зала, им питающиеся и представляю
щие самое ценное из зрительного зала это ясно. Но как участвует в этом беспрерывном мировом
строении театра массовый зритель? Он посылает на сцену поэта и актера: он в лице выдающейся критики и наиболее образованных зрителей, которые окружают поэта и актера, давит своими вкусами, и требованиями на поэта, актера и режис
сера. Но зритель не органичивается театром: он, как дух, вездесущ: на высшей ступени власти, то
зорко следя за содержанием театра и боясь всего нового; то милостиво раздавая материальные бла
га театру; то притесняя его глупыми законами. Так, Павел I не допускал, что бы в театре рань
ше его аплодировали, а Николаи I -не допускал критики императорских театров. Зритель говорит своими косными устами попа и старовера; он же пылает безумными планами анархиста. Зритель может вскружить голову самому ложному бриллианту-актеру и уронить с пьедестала гения, пони
зив его силы, посеяв в нем сомнения. Нет места, где бы зритель не окружил поэта и актера: в соб
ственной семье даже в спальне своей актер и поэт имеют зрителя, у которого б. м. только там развязывается язык, но действующий особенно