малые формы — КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
Недавно мы писали о деревенской эстраде, указывали на скудость ее тематики, на недоста
точный охват вопросов, волнующих деревню, в частности, на очень слабое проведение агитации за переход на коллективные формы хозяйства.
Кроме профессиональной эстрады, попадающей в деревню случайно и «самотеком», пропагандой идей коллективизации занимаются ни
зовые деревенские самодеятельные живые газеты и кружки при клубах и избах-читальнях. И на
до признать, что самодеятельная работа, хотя и очень несовершенная, все же дала значительно больше практических результатов, нежели профессиональная эстрада.
Не возвращаясь к оценке поверхностной и легкомысленной трактовки тем коллективизации, смычки города с деревней и т. д., данной в статье о деревенской эстраде, обратим сначала внимание на работу самодеятельных кружков.
Основной и самый существенный недочет работы этих кружков — отсутствие подходящего и доброкачественного материала. Специальные про
граммы жив-газет и инсценировки на темы о колхозах насчитываются единицами, да и те зачастую в силу своей сложности и излишней театрализации не под силу самодеятельным круж
кам. Большинство кружков работает на местном материале, по установившимся годами трафаретам, по принципам голой, неубедительной агитки.
Традиционный треугольник: поп, кулак и бедняк. Длительная борьба за овладение лучшими земельными участками, завершающаяся победой бедняка, организующего колхоз — вот типичный штамп разрешения колхозных тем в водевилях и инсценировках самодеятельных кружков.
В большинстве кустарно-изготовленных песенок и куплетов — коллективизация преподносится, как средство к улучшению личной жизни, — как стимул мещанского благополучия.
Литературная и действенная стороны программ жив-газет также находятся на недостаточно высоком уровне. Тексты изготовляются кустарно самими кружковцами, не имеющими возможности дать правильную политическую установку, проследить за грамотностью языка.
Почти все программы, посвященные коллективизации, страдают чрезвычайной схематичностью и в своей сущности сводятся к мало-убедитель
ной агитке против кулаков и попов, в основе даже не затрагивающей тем коллективизации.
Увлечение новыми словами: «трактор», «веялка», «молотилка», «жнейка» дает также до
вольно отрицательные результаты, напоминая худшие образцы эстрадной продукции — псевдофабричную — производственную песенку.
В двух важнейших направлениях в области вопросов коллективизации: в агитации против индивидуального так называемого «культурного
хозяйства и в борьбе против «колхозов» и «трудкоммун», организуемых на основах религиозных начал, — ни профессиональной, ни самодеятельной эстрадой почти ничего не сделано.
А эти две стихии особенно сильно угрожают правильному проведению политики советской власти в области коллективизации сельского хо
зяйства. Индивидуальные культурные хозяйства, особенно сильно разрастающиеся последнее время, представляют собой ничто иное, как машинизи
рованные, культурные кулаческие хозяйства. О вредном влиянии, и чуждой нам идеологии, распространяемых в округе сектантскими и религи
озными «трудбаталионами» и «колхозами», сообщалось неоднократно в прессе и обсуждалось общественностью.
Между тем, к борьбе с этими двумя извращениями в политике колхозов надо было бы направить и работу самодеятельных и профессиональных кадров малых форм.
Нужен доброкачественный материал, нужны руководства для самодеятельных кружков, рабо
тающих самостоятельно над текстами. Нужны ударные бригады эстрадников, направляемые для агитации в местность, где организуются колхозы.
В день Всесоюзной кампании за коллективизацию, эстрада и кружки малых форм не могут похвастаться ни обилием, ни качеством материа
ла. В этот день во всей остроте встает вопрос о необходимости создания такого материала.
Хлесткая, стопроцентная сатира, бытовой водевиль, художественно-оправданная агитка и,
главное, песня, легко прививающаяся в быту,— вот формы, в которые необходимо было бы вложить крепкое политическое содержание пропаганды за переход на коллективные формы сельского хозяйства.
Р. БЛЮМЕНАУ
К премьере в театре б. Корш «Болото