ХРОНИКА

„ЗАГОВОР РАВНЫХ“ В КАМЕРНОМ

(Беседа с реж. А. Таировым)
Своей основной темой «Заговор Равных» имеет первую попытку коммунистического пере
ворота, подготовлявшуюся в 1797 году Бабефом и его соратниками, объединившимися в Союз Равных.
«Заговор Равных» является несомненно одной из самых ин
тересных и героических страниц Великой Французской Революции, дающей чрезвычайно интересный материал и для драматургов и для театра.
Тем не менее, если я не ошибаюсь, наш спектакль будет первой попыткой осветить этот глубоко захватывающий эпизод на сценических подмостках.
В июне месяце, когда я был в Париже и искал материалы по истории Бабефа, я интересовался также и тем, нет ли французской пьесы на эту тему, по
лагая, что, быть может, в ней я смогу найти какие-нибудь инте
ресные детали. Но оказалось, что такой пьесы нет, несмотря на то, что французская драма
тургия произвела бесконечное количество пьес на темы Вели
кой Французской Революции и, при том, на темы значительно менее существенные с обще
ственной точки зрения и менее интересные с точки зрения театра.
В парижских музеях, где существуют целые этажи, посвященые материалам и документам по Французской Революции, эпоха Бабефа почти совершенно не представлена и только здесь, благодаря любезности, проявленной Институтом имени Маркса и Энгельса, нам удалось добыть соответствующий иконографический материал, который, несомненно окажет нам большую помощь, как в смысле су
щественных портретных черт главных действующих лиц спектакля, так и в смысле общего типажа.
Героическая борьба и трагическая смерть Бабефа и Дарте разворачивается на фоне страдающей французской бедноты и «наслаждающихся жизнью» членов Директории и их общества.
Задача постановки — увлечь и взволновать современного зри
теля революционным энтузиазмом первых коммунистов-романтиков для новой решительной борьбы за строительство нашей республики и культуры.
В виду важности исторического аспекта пьесы, в постановке будет соблюден исторический колорит, конечно, не в плане его реставрации, а в плане восстановления основных и существенных черт Парижа дней Бабефа, вне которых и его борьба и его гибель не могли бы быть восприняты правильно.
Одиннадцать картин хроники разворачиваются на основе одной установки, разработанной художником В. Рындиным и даю
щей возможность путем ряда видоизменений, создавать нужное нам место действия. Таким образом, установка в целом
суммирует общее место действия — Париж, видоизменения в этой установке характеризуют место действия каждой картины.
Весь спектакль по своим мизансценам и в плане актерском
разрабатывается в принципах того конкретного реализма, который является основой всех наших работ за последние годы.
В спектакле занята вся труппа театра и ответственные роли находятся в руках с одной стороны основного кадра наших главных актеров и, с другой сто
роны, ряда актеров из нашего молодняка, прошедшего свое сценическое воспитание в экспериментальных мастерских нашего театра.
В постановке пьесы (А. Таирова и Л. Лукьянова) прини
мают участие и наши молодые режиссеры: В. Батавин, Н. Соколовский и М. Федосимов.
Действие происходит, как я уже говорил, в Париже 1797 г.
Этой постановкой Камерный Театр отмечает как праздник десятилетия Октябрьской Революции, так и 130 лет со времени казни Бабефа и Дарте, события, которому, как известно, была посвящена последняя выставка по французской революции в Институте имени Маркса и Энгельса.
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР В ОК ТЯБРЬСКИЕ ДНИ. Помимо ге
неральной репетиции октябрьской постановки «Заговор равных», показанной утром 6 ноя
бря подшефной части — военноинженерной школе им. Комин
терна и рабочим фабрики им. Званкова, — Камерный театр провел ряд вечеров на фабриках, заводах, в профсоюзах и пр.
ПЕРЕДВИЖНОМ
КРЕСТЬЯНСКИЙ ТЕАТР (Беседа с рук. театра
Д. Синявским)
«Что надо показывать деревне на одиннадцатом году Октября? —Нам думалось — подлинную героику Октября. Но здесь выбор
небольшой. Театральная интеллигенция, до сего времени фак
тически владеющая театром, — в своем прошлом не связана с ре
волюцией. Октябрь проходил без ее участия и героику Октября театр еще почти не создал на своих подмостках и не по
казывает своему зрителю. Из пьес такого характера на театр прорвался «Шторм». Он завоевал себе место успехом у городского рабочего зрителя. Естественно было остановиться на нем. Постараться взять революционное в «Шторме» всерьез; сохранив бодрость пьесы, выпятить на первый план героику «серыхборцов Октября. Это не может не впечатлить деревенского зрителя, не дать ему здоровой революционной зарядки.
Режиссура «Шторма» поручена Завьялову. Оформление применительно к условиям передвижного деревенского театра — Кондратову.
Московским Художественным Советом по докладу руководите
ля Передвижного крестьянского театра принята резолюция, опре
деляющая его задачи не только обслуживанием крестьянского населения Московской губернии, но и ИНСТРУКТАЖЕМ ДЕРЕ
ВЕНСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КРУЖКОВ. Кроме того, крестьян
ский передвижной театр должен развернуть агит-проп-работу путем устройства передвижных выставок, докладов, бесед и пр. Художественный Совет считает не
обходимым, чтобы руководство деревенским инструктажем осу
ществлялось исключительно в ГубПП.
Театру поручено в ближайшее время организовать первую гастрольную поездку по Москов
скому уезду. Художественной инспектуре поручено проработать репертуарный план и маршруты поездок театра. Первой постановкой театра утвержден «Шторм».
В четверг, 17 ноября, в Гос. Академии Художественных Наук состоится показательный вечер нового эстрадного вида искусства — «Сценические каррикатуры и этюды Н. Вашкевича
показанного летом в рабочих клубах. В вечере будет показаны и декламационные достижения Вашкевича.