РЕПЕРТУАР ПЕРЕДВИЖНЫХ
КОЛЛЕКТИВОВ
Репертуар передвижных коллективов, обслуживающих клубы Москвы и Подмосковья, до последнего времени носил чрезвычайно пестрый характер. При составлении своих производственных планов, коллективы руко
водствовались не общественным значением или художественной ценностью пьесы, а «ходкостьюее на клубном рынке. Выбира
лись в большинстве случаев пье
сы, которые легко «расходились» в данном актерском составе, принципиальные сообра
жения приносились в жертву «хозяйственным», и в итоге по
вышение художественного уровня масс подменялось стремлением подделаться под неразборчи
вый вкус зрителя. Между тем, передвижные коллективы обслу
живают громадную аудиторию, и работа их, проникающая в самую толщу рабочих масс, — является далеко не маловажным моментом в общей системе нашей театральной жизни.
Пользуясь тем, что в настоящее время обслуживание клуб
ной сцены объединено в руках УМЗП, культотдел МГСПС и ху
дожественная инспектура Губполитпросвета решили начать совместную работу над репертуаром для передвижных коллекти
вов. Практическим мероприятием комиссии созданной по это
му вопросу является первый репертуарный список, имеющий целью внести известную принципиальную установку в дело составления производственных планов коллективов. С дру
гой стороны, правления клубов получат возможность критиче
ски разобраться в предлагаемом им коллективами репертуаре.
В списке 64 пьесы, из них 34 для коллективов первой катего
рии, т.-е. обладающих составом, примерно в 22—27 исполнителей, и 30 пьес — для коллективов вто
рой категории, исполнительский состав которых не превышает 15 человек. Список согласован с репертуарным отделением Гублита и коллективы, берущие в работу ту или иную пьесу, включенную в список, — гарантированы от снятия ее при художественном просмотре, если, конечно, сама постановка не искажает идеологической линии и художественной ценности пьесы.
21 ноября, в помещении Экспериментального театра справляла 35-летний юбилей заслу
женная артистка Е. И. Счастливцева. Большую часть своей сценической деятельности Е. И. провела в провинции.

ХРОНИКА

ПЕРВАЯ ГОСОПЕРЕТТА

(Беседа с директором театра М. Лифшиц)
Общие задачи, стоящие перед вновь организуемым государ
ственным театром оперетты, определяются теми директивами, которые намечены театраль
ным совещанием при ЦК ВКП(б).
Ближайшие же задачи, учитывая специфические условия оперетты, наличный репертуарный капитал, позднюю органи
зацию дела, актерские кадры, ориентацию на наш театр опе
реточной провинции и пр., определяются следующими основными моментами.
1) Отход от так наз. «венского» репертуара и его традиций. 2) Привлечение к театру новых советских авторов, к кото
рым должен быть применен принцип «наибольшего благоприятствования», с одной стороны и требование идеологиче
ской содержательности и художественой ценности, — с другой.
3) Театр должен иметь тенденцию быть острой музыкальной сатирой (очень веселой и легко воспринимаемой), беру
щей под обстрел отрицательные явления нашего быта и подвергающей издевке капиталистиче
ские устои буржуазных стран и быт белых эмигрантов. Такой
пьесой мы и открываем сезон— это «Игра с джокером» Г. К.
Холмского и М. М. Багриновского. Оперетта сделана в «венскихканонах со всем традиционным блеском и в то же время дает ценную идеологическую фабулу и ее развитие. Такими же удачными произведениями являются имеющиеся в портфеле дирекции: «К тем берегам» Козло
ва и Грейберга и «Людовик... надцатый» А. Г. Алексеева, муз. Сахновского.
4) На ряду с созданием идеологически содержательного ре
пертуара, могущего удовлетворить запросы широкого советского зрителя, в художественном отношении будет проявлено стремление поднять спектакли оперетты на большую высоту, отказавшись от господствовавших доселе в этой области ша
блонов. В этих целях решено систематически приглашать на постановки видных режиссеров СССР.
Решено перенести центр тяжести спектакля не столько на от
дельных исполнителей, сколько на постановочность и на ансамбль, на вовлечение в дей
ствие всей массы (хор, балет). Для этой цели мы при наборе труппы (по конкурсу) предъявили требование к артистам хора —уметь танцовать, а к балету— петь. В этом направлении будет вестись соответствующая производственно педагогическая работа внутри театра.
5) При подборе состава мы старались использовать имею
щиеся лучшие опереточные силы.
6) Вовлечение в строительство театра общественности.
7) Утверждение здоровой атмосферы общественности среди самих работников театра.
Сезон Московского Государственного Театра Оперетты открывается 24 ноября в помеще
нии заново перестроенного и отделанного по эскизам художника Е. Соколова театра «Ак
вариум». Для открытия пойдет «Игра с джокером» в постановке Р. Н. Симонова и Г. М. Яро
ва. Художественное оформление худ. С. II. Исакова. В главных ролях: Бах, Новикова, Клара Милич, Руджиери, Володин, Днепров, Ровный, Стравинский, и Ярон. Дирижер Эккерт. Балетмейстер Б. Орлов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТРАМ

(Беседа с зав. театром тов. Михайловым)
Театр ставит своей задачей через театральное зрелище способствовать коммунистическому воспитанию молодежи, отражая в
своих постановках труд, быт, культуру, политический рост молодежи в СССР и борьбу в других странах и т. п.
Задача мастерской театра — создать, воспитать нового актераобшественника для рабочих те
атров, клубов и народных домов.
За первый учебный год, в порядке занятий, будет практически проработана одна постанов
ка. Текст для нее, по заданию Агитпропа МК ВЛКСМ, пишется драматургом Наврозовым.
Режиссером и зав. театром назначен т. Михайлов (студент последнего курса режиссерского отделения Гэктемаса им. Вс. Мейерхольда). Зав. учебной частью — т. Турмачев.