возлюбленным — благодаря победе революционного народа. Мещанское счастье смыкается с великими историческими потрясениями.
Как исполнители, так и режиссура старательно пытались играть на несколько необычном для них инструменте мелодрамы. Это, конечно, доволь
но трудно уже по одному тому, что противоречит всем художественным традициям МХАТ’а. Растянутость, отчужденность исторического фона от советского зрителя, наконец, тень старого Деннери — автора «Двух сироток», внушавшего В. Массу должный пиетет, все это не способствовало удаче
спектакля. Его следует расценивать как опыт, как такое искание, которому нельзя отка
зать в правомерности, несмотря на неудачность достижения.
Ю. СПАССКИЙ


„ГОРЕ ОТ УМА


(Замоскворецкий театр)
«Горе от ума» в постановке районного театра Замсовета Р. и Кр. Д. является интересным опы
том новой «подачи» классиков современности. Намерение показать одну из величайших сатирических комедий начала XIX века в такой интерпретации, чтобы она доходила до самого неискушенного зрителя, заслуживает самого серьезного внимания. «Беспощадная сатира на москов
ское барство конца XVIII века», она могла бы и до сегодняшнего дня сохранить свое революционное значение, если бы... не была так заиграна, обезличена и искажена теми «хранителями тра
диций», в руках которых она пребывала почти 100 лет. И странно, что до сих пор не было ни одного опыта ревизии, никому в голову не приходило задуматься над вопросом: «а верно ли «старики» истолковали сатиру Грибоедова?».
Заслуга театра Замсовета и состоит в том, что он впервые при довольно-таки ограниченных материальных и художественных средствах отва
жился поколебать вековую традицию — показали «нового», подлинного Грибоедова. Восстановить первоначальный замысел (отчасти и текст) «Горя от ума», освежить и усилить социальное ощущение эпохи крепостничества и остроту сатирического элемента, и, главное, пересмотреть и вы
править классовые соотношения героев — таковы были задачи театра и постановщика (А. Петровского).
Справиться с этими намерениями театру удалось, но не вполне. Спектакль получился густо насыщенный социальным содержанием, интересный по новизне толкования ролей Софьи, Чацкого, Лизы, значительный и с формально-художе
ственной стороны. Все, начиная с удачной установки и декораций В. Ридмана (вертящаяся сцена) использовано умело, за исключением нескольких мест, в особенности второго действия (сцена переполоха и катастрофы с Молчалиным) и
кончая массовыми сценами (бал), обнаруживает тщательность и обдуманность постановки и большую согласованность ансамбля. Но есть в постановке и ляпсусы. Есть перебарщивания — например, поцелуи и объятия Чацкого со слугами и Ли
зой — для того времени вещь почти немыслимая. Сделать из Чацкого не только декабриста, а де
мократа, «социалиста» — нельзя. Эту фальшивую сцену необходимо устранить.
Из отдельных исполнителей надо отметить прежде всего постановщика А.Петровского (Фаму
сов), Костромича (Чацкий) и Козлову (Лиза).
Роль Софьи, интересная по замыслу, не вышла убедительной у Кашиновой.
В. ВИШНЕВСКИЙ
Совкино (Ленинград)„ Дом в сугробах
Совкино„Два друга, модель и подруга“ Совкино
Два друга, модель и подруга“