ТЕАТР ИМ. САФОНОВА СИГНАЛ


Гражданская война — в последние два года тема, господствующая в нашем театре. Кое у кого даже налицо сомнение в том, следует ли во
обще еще ставить пьесы из эпохи гражданской войны. Правда, массовый зритель на эту тему высказывается иначе — он настаивает на необходимости пьес из эпохи гражданской войны: наш журнал провел ан
кету такого рода, в связи с показом «Бронепоезда» на Гознаке.
В самом деле, «Шторм», «Мятеж», «Приговор», «Последняя ставка», «Пять ночей», «Разлом» «Бронепо
езд», «Любовь Яровая», «Мятеж» — все пьесы ходкие, показанные уже миллионам зрителей (в этом нет ни
какого преувеличения) — казалось бы насытили потребность, спрос.
Но это лишь так кажется. Ибо во всех этих пьесах люди эпохи гра
жданской войны еще недостаточно показаны, — лишь урывками, намека
ми и порою довольно отвлеченно, схематично.
Поэтому нашей драматургии и театру предоставлен еще достаточ
ный простор для дальнейшей, более углубленной работы над этим материалом.
С. Поливанов и Л. Прозоровский своей пьесой «Сигнал» делают попытку такого рода и, надо признать, по
пытку, несомненно увенчавшуюся успехом. В этой пьесе помимо основ
ной интриги, целиком построенной на раскрытии социальной психологии главных персонажей в их стол


кновении — отец генерал, командую


щий белыми, сын — командир у красных, все персонажи второстепенные выписаны с большой житейски
бытовой тщательностью и характерностью живых фигур. И совершенно прав соавтор пьесы Л. Прозоров
ский, ее постановщик, перенеся в трактовке этой пьесы целиком все ударения на работу актера, на выявление этим путем всех нюансов сценического образа и положения.
В этом отношении, в отношении тщательности актерской проработки, это — совершенно исключительный спектакль, какой редко приходится видеть даже в наших центральных театрах.
Сцена филиала чрезвычайно мала и ухитриться на этой сцене дать пьесу, в которой имеется около 20 эпизодов, сменяющихся с кинематогра
фической живостью, представляет из себя труднейшее задание, разрешенное художником В. П. Комарденко


Леонид — Соловьев


В землянке


Теткин — Карцев


вым и постановщиком чрезвычайно удачно. Особенно интересно и остроумно-скупым, но исключительно впечатляющим приемом разрешена сцена захвата сопки 114.
В спектакле заняты засл. артисты Яблочкина, Ленин и Остужев; из остальных следует отметить Лытки
ну в роли крестьянской девушкимолочницы, дающую очень насыщен
ный и оригинальный бытовой образ Бриллиантова, в роли поручика Мамаева, Беренса — Антон Шнырь -
очень трудный характерный рисунок красного командира, и Кудрина в роли казака-вестового Седых. Поля
кова в роли Наташи-телеграфистки в очень небольшой роли сумела дать исчерпывающую характеристику
изображаемому ею образу. Шалина В роли Довбни следует отметить совершенно особо: даваемый им образ старого большевика, члена Реввоенсовета, очень трудный для современного актера и редко удовле
творяющий нас, сделан со всей тщательностью и жизненной правдивостью, какой можно требовать.
В заключение следует пожалеть о том, что филиал Малого театра по условиям своей ограниченной площа
ди и сцены, и зрительного зала, не может развернуть своей работы в та
ких масштабах, каких заслуживает его культурная роль в районе. В то время, как на центральные театры мы не жалеем средств, театру района, не уступающему но своим каче
ствам иному центральному, мы не оказываем никакой существенной помощи. БЕН-АРНАЗИ