ВНЕ МОСКВЫ




ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ




Обзор печати


«Красная Газета» (от 1 ноября с. г.) сообщает о том, что в середине ноября в Ленинграде будет созвана конференция рабочего зрителя. В
Москве такого рода почин, если не ошибаемся, принадлежит театру им. МГСПС, не раз проводившему собрания, отчеты театра и диспуты.
Следовало бы Москве последовать примеру Ленинграда и перейти к более серьезной поста
новке дела общения театра с рабочим зрителем— к созыву общей конференции в Москве, где бы
ли бы поставлены вопросы не об одном театре, а о театральной политике в целом. Тем более, что даже провинция уже раскачивается в этом направлении.
«Вятская Правда» (в номере от 31 октября) сообщает о проведенном там собрании рабочих зрителей, на котором выступали работники театра с докладами. Выступавшие участники собрания, главным образом:
«...указывали театрообъединению на то, что оно должно еще больше связаться с рабочими массами, должно выходить на предприятия.
— Собрание зрителей театра устраивать раз в месяц, приглашая на них не только лиц, имеющих абонементы, но и всех интересующихся театром.
Направление, взятое театром, зрители одобрили. Начиная с ноября, в репертуар решено включить несколько классических пьес, улучшить художественное оформление спектаклей, а с конца ноября приступить к устройству детских утренников.
Зрители вынесли также пожелание о предоставлении большого кредита при покупке абонементов».
Харьковский театр «Березіль» ограничился, но словам «Харьковского Пролетария» (от 16-го октября), смычкой лишь с комсомольцами.
На комсомольском собрании худ. руководитель театра Лесь Курбас заявил:
«Театр не должен плестись в хвосте жизни, а стремиться быть таким, каким общество хочет быть завтра. Театр должен быть впере
ди строящейся жизни. Именно потому, что установка его — на завтра, а не на вчера, много общего у «Березіля» с комсомолом.
Мы хотим, чтобы рабочая молодежь и ее комсомольская организация были не только пассивными зрителями нашего театра. Мы хотим, чтобы вы стали активными участниками в формировании спектакля.
Приходите к нам на генеральные репетиции, выделяйте для этого представителя от каждого предприятия, вносите свои коррективы, организуйте диспуты после каждой премьеры. Ваши замечания будут использованы».
В Краснодаре, как сообщает «Красное Знамя(в номере от 28 октября), театр ищет смычки со зрителем другим путем:
«Художественный Совет приступил к проведению агитационной кампании за театр в массах. Члены худ. совета проводят по соб
ственной инициативе, и по заявкам ФЗМК доклады по предприятиям и клубам. Перед Совпрофом возбуждено ходатайство о включении этой кампании в план работы культкомиссий МК. Подобное же ходатайство возбуждено перед окружкомом комсомола в связи с проводящимся культурным походом».


НА МЕСТАХ


От наших корреспондентов
ХАРЬКОВ. Культотдел окрпрофсовета в течение ноября месяца организовал культпоход харьковских рабочих в украинские театры. Поход начался 1 ноября и закончится 30. Культ
поход будет проводиться в театры: «Березіль», госоперу и украинский государственный театр (б. Краснозаводский). «Березіль» и госопера пре
доставляют скидку в 60% со стоимости билетов, а украинский государственный театр, в котором цены и на билеты значительно ниже чем в дру
гих театрах — 50% скидки. Во время похода
театры покажут следующие пьесы: «Березіль» — «Пролог», «Жакерия», «Мікадо», «Сава Чалий», «Яблуновый поход», «Веселе ревью», и «Фиеско». Государственная опера: «Тарас Бульба», «Туран
дот», «Аида», «Красный мак» и «Лебединое озеро». Государственный украинский театр — «Рейки гудуть», «Марко в пеклі» и «Княжна Віктopia». Перед каждым спектаклем художе
ственные руководители театров будут делать вступительное слово с разъяснением содержания и сущности спектакля. Все спектакли во всех трех театрах будут начинаться ровно в 7 час. вечера. Перед комхозом поставлена задача о полном обслуживании зрителей автобусами и трам
ваями. По договору с администрацией вешалки
будут бесплатные. Перед ХЦРК поднят вопрос о том, чтобы во время похода театральные буфеты значительно снизили цены. Культотделы союзов и театры выделили специальных работников, которые будут проводить культурный поход. 28 октября состоялась общегородская конференция культактива Харькова. На конференции были заслушаны доклады: «Культурная ре
волюция и задачи театров» и «Наш культурный поход».
ВЕРХНЕУДИНСК. Кампания за создание гортеатра, поднятая общественными организациями, профсоюзами и редакцией газеты «Бурято-Монгольская Правда», дала свои результаты. На за
седании БурЦИК’а Наркомпросом была сделана информация о необходимости организации в Верхнеудинске городского театра и об оказании правительственной поддержки. БурЦИК решил отпустить гортеатру дотацию в 5 тысяч рублей.
УЛЬЯНОВСК. Общее количество абонементов, проданных театром, возросло до 1.000. Спрос на театральные билеты но рабочей полосе удовлетворяется полностью.
КУЗНЕЦК. (Ниж.-Вол. Окр.). Сезон открылся 30 октября пьесой «Разлом». Своевременно проведенная анкетная кампания, введение абонементов и целевой продажи спектаклей, уверен
ность в том, что лозунг, выдвинутый местным
Горсоветом — «Театр рабочему и кустарю» — будет полностью проведен в жизнь.
Опыт несомненно достойный подражания со стороны художественных советов Москвы и про
винции, что, однако, не исключает и не заменит нашего предложения о созыве общих конференций рабочего и организованного зрителя.
На фоне такого живого и энергичного стремления театра к общению со зрителем, странной нотой звучит жалоба гомельской «Полесской Правды» (номер от 31 октября), откуда узнаешь о том, что в Гомеле даже еще и настоящего художественного совета нет. Газета пишет:
«Начался в Гомеле зимний театральный сезон. Совершенно ясно, что, как бы выдер
жан характер театра ни был, как бы ни был значителен авторитет, как детища Октябрьской революции, со стороны местной проле