ХРОНИКИ

В. А. ЛЮМИНАРСКИЙ

К 20-летию работы на сцене
Ha-днях исполнилось 20 лет сценической работы артиста Большого ,театра В. А. Люминарского. Юбиляр — один из тех работников искусства, которые с первых же дней Октября пошли вместе с рабочим классом по пути осуществления больших куль
турных задач, поставленных Октя
брьской революцией. Сын хориста, тов. Люминарский, вследствие тяжелой бедности семьи двенадцатилетним мальчиком поступает на чаеразвесочную фабрику бывш. Губки
на и Кузнецова (ныне фабр. «Первое Мая»), где работает в качестве рабочего в течение 8 лет. Только благо
даря случаю тов. Люминарскому удается поступить в консерваторию, по окончании которой он сразу же поступает в качестве солиста в оне
ру бывш. Зимина, где работает вплоть до Октябрьской революции, выступая там в многочисленных ро
лях, начиная от самых маленьких,
вплоть до таких ответственных, как роль Бориса в опере «Борис Году
нов». (В этой роли он выступит и на юбилейном концерте в Колонном зале Дома Союзов 18 ноября).
В 1918 году В. А. Люминарским вместе с Ю. В. Писаренко создается передвижная опера под названием
«Наш театр», которая с 1918 г. по1922 г. провела большую работу по организации оперных спектаклей в рабочих и красноармейских клубах. Только благодаря отсутствию какойлибо поддержки со стороны руково
дящих художественных организаций это прекрасное начинание должно было прекратить свое существование, так как у коллектива была отобрана база работы — театральное помещение (Тверская 22), где работал коллектив. После этого В. А. Люминар
ский поступает в Большой Театр, где и работает до настоящего време
ни, и где он остается неизменно артистом-общественником, самым ре
шительным образом борясь с нездоровой атмосферой в театре, созданной «головановщиной». Юбиляр одним из первых выступил решитель
но и открыто в печати с призывом к энергичной борьбе с отрицатель
ными явлениями, созданными «головановщиной».
Горячее участие принял юбиляр в организация концертов для рабочих но субботам в Колонном зале Дома Союзов. Он первый откликнулся на
это начинание культотдела МГСПС. При его активном участии было со
звано широкое совещание артистов и работников искусства по вопросу организации этих концертов. Сам юбиляр вошел в постоянную рабочую комиссию по организации этих кон
цертов и активно работает в ней в течение почти целого года, оказывая тем самым огромную помощь в этой громадной работе по внедрению подлинного искусства в массы.

КОНЦЕРТЫ СОФИЛА

Концерт М. О. Рейзена. 18 ноября, в 2 1/2 часа дня в Большом зале Консерватории, состоится сольный кон
церт артиста Ленингр. Госоперы М. О. Рейзена (бас).
Концерт Н. О. Голубовской. Во вторник, 20 ноября, в 8 часов вечера, в Малом зале Консерватории, со
стоится концерт пианистки (клавирабенд) Н. О. Голубовской.
Вечер народной музыки и танца Сванетии. Софил организует 21-го ноября в Колонном зале Дома Союзов вечер ансамбля народной музы
ки и танца Сванетии. Для участия в этом вечере приезжает ансамбль в двадцать человек, который исполнит различные пляски и танцы.
Концерты Л. Я. Липковской. 23-го ноября, в Колонном зале Дома Союзов, состоится первый концерт артистки Л. Я. Липковской. Для рабочих районов Софил организует в Мо
скве два бесплатных выступления певицы.
Пианист Ив Нат в Москве. В Москву приехал из-за границы известный французский пианист Ив Нат.
23-го ноября состоится выступление Ив Ната в Малом зале МГК.
2-й симфонический концерт 3-го абонемента. 25 ноября, в Большом зале Консерватории, в 2 1/2 часа дня. состоится 2-й симфонический концерт 3-го абонемента Софила. Дирижирует Николай Малько. В програм
ме: сюита из оперы Шостаковича (впервые по рукописи) «Нос», классическая симфония Прокофьева, серенада для струнного оркестра Чай
ковского и «Масляница» из балета Стравинского «Петрушка». Солистами выступят артист ГОТОВ Барышев и Бурлак.
Концерты Р. И. Чарова. Софил организует 24 и 25 ноября в Октябрь
ском зале (б. Голубом) Дома Союзов еще два выступления Р. И. Чарова.
Концерт пианиста Я. Киппена. Софил организует 27 ноября в Малом зале Консерватории концерт пианиста Я. Киппена (лауреат МГК).

ЭСТРАДА

В начале декабря московский горком эстрады проведет «неделю эстрады». По крупным фабрикам и заво
дам будут организованы диспуты и суды над эстрадой, сопровождаемые показательными концертами. Будет проведен ряд докладов об эстрадном
репертуаре, общественной работе и профдвижении эстрады. К этому же времени в ЦД Рабиса будет организована выставка эстрады. На выстав
ке будут представлены фотографии, афиши, журналы и другие докумен
ты, характеризующие жизнь и быт дореволюционной и современной эстрады.
Закончилось обследование эстрадного отдела Центропосредрабиса специальной комиссией Наркомтруда. Обследованием обнаружено полней
шее отсутствие учета посылок, несоблюдение очередности в посылках,
недостаточный охват рынка, отсутствие опытной агентуры, недостаточ
ная связь с Губпитом и союзом и чрезвычайная засоренность концертно-эстрадного отдела.
Обследование выяснило, что в дни, когда в городе устраивалось до 40 концертов через Посредрабис проходило всего 10—12.
При Центропосредрабисе формируется первый социологический пока
зательный концертный коллектив («Перспокколь»). Коллектив имеет целью ознакомить широкие массы с лучшими образцами искусства прошлого (музыка, танец, пение и литература).
Мосгубрабис утвердил проект разделения горкома эстрады. Горком разделится на три горкома: 1. эстрадников; 2. хоров и ансамблей и 3. оркестрантов.

Московская Передвижная Опера

Б. Я. Славская