ОКТЯБРЬСКИЕ ПОСТАНОВКИ

Кто виноват — неясно.
Авторы, которые не написали хороших пьес к Октябрю?
Или издательства, которые во время не заказали авторам октябрьских пьес?
Или культ-организании, которые не нажали на издательства? Или...
Ясно одно: драм-кружки в большинстве поставили пьесы, очень мало подходящие к Октябрьскому десятилетию. «Клеш и уголь», «Амба», «Леон Кутюрье», «Тимошкин рудник», «В огненном кольце» — все это пьесы, рисующие эпизоды гражданской войны — 18—20 годов. Все они очень похожи одна на другую. Везде в основе примитивная, шаблонная интрига, трюк с пе
реодеванием, взятый из дешевого детектива; только в одних пьесах белый переодевается красным («Амба»), в других — красный переодевается белым («Клеш и уголь», «Кутюрье»).
Во всей этой драм-стряпне нет ничего, что следовало бы предъявить клубному зрителю в десятую годовщину Октября: ни воспоминаний о 17 годе, ни пробега по истекшему десятилетию, ни упоминания о тех задачах и проблемах, кото
рые развертываются перед Советским Союзом на следующее десятилетие.
Наконец, и историко-революционное значение этого репертуара очень сомнительно. Вос
принимались зрителем эти постановки чисто эстетически, т.-е. безотносительно к самому себе. Все внимание — на развитии интриги (раскроют шпиона, или лет). Едва ли кто из сидящих в зале имел ощущение, что это — его прошлое, прошлое той страны, гражданином которой и он является.
Шарж Э. Мордмилловича
Е. В. Гелъцер
Ясно, весь этот несвежий» и неглубокий материал далеко не соответствовал требованиям момента. Итак, еще раз, кто же виноват?
В поисках виноватого А. Касаткина (в «Правде») обращается на клубные «главки». Руководя
щие культработой органы, однако, не сочли сколько-нибудь необходимым разрешить большую проблему клубного репертуара даже к десятой годовщине. Объяснение очень простое. Даже слишком. Стоило «сколько-нибудь» позабо
титься, и все клубы получили бы великолепные пьесы к Октябрю.
Но верно ли, что культорганизации не заботились? Разве не шел разговор об октябрьских пьесах еще год тому назад (хотя бы в Главполитпросвете)? Разве не давались заказы?
Причиной такой осечки драм-кружков на большом и серьезном испытании коренятся, ко
нечно, гораздо глубже. Вся современная установка типового драмкружка — на «хорошуюпьесу с героями на театральные приемы испол
нения — не дает предпосылок к разрешению серьезной общественной задачи. Как показать историю десяти лет, как связать прошлое с будущим, если драматургическая форма пьесы тре
бует единства действия. Как показать историю класса, когда драма требует «героя» и вообще хорошую роль.
Типовой драмкружок может поставить пьесу лучше или хуже, шаблонней или изобретательней... но выполнить серьезное общественное за
дание он не может, не сломав раньше коренных устоев драм-работы.
Гораздо ближе к теме и лозунгам десятой годовщины подошли кружки, давшие постановки клубното типа — литмонтаж, обозрение.
Например, «Балаган строителей» показал историю своего союза за десять лег в четырех этапах: 17 год, разруха, нэп, современность. Конечно, все это дано в своеобразной балаганной форме, где председатель союза «петрушка», где участвуют чгецы-«глашатаи» и т. д. Несмотря на внешнюю несерьезность этих сцен, балаган все же дал представление о том, какими интересами жил строитель в течение этих десяти лет, какие вопросы разрешал в эти годы союз.
Некоторые из жив-газетных кружков (например, клуба «Красный Коммунар») ставили к де
сятелетию пьеску - обозрение «Бесстрашный чужестранец». Сюжет ее — иностранец в СССР— давал огромные возможности показать рост и до
стижения Советского Союза. К сожалению, автор «Чужестранца» подошел к теме слишком поверхностно. Он очень усердно показывает, какой страх чувствуют иностранцы (даже рабочий) перед СССР; при чем страх этот доведен до неле
пых размеров; чужестранец все время дрожит и ожидает, что его съедят или сварят в самоваре. А основное, достижения совстроительства показа
ны только в одной сценке, в форме плакатов— избитый, навязший на зубах прием.
Пожалуй, и в этой пьеске погубило дето стремление дать «переживания» героя, тяга к законченной интриге в ущерб обозрению.
НИКОЛАЙ ЛЬВОВ
ПРИЕМ В редакции
Ответственный секретарь В. А. Павлов — понедельник, вторник, среда, от 3 до 5 ч. Секретарь редакции М. И. Ильин — ежедневно, от 2 до 5 ч.