ЭКРАН


К ПАРТСОВЕЩАНИЮ [*]
Как производственник, от партсовещания по вопросам кинематографии жду следующего: 1) признания за хроникальной (неигровой) фильмой большего общественного значения, чем это наблюдается в настоящее время в руководящих кино-верхах; 2) постановления о необходимости создания экспериментальных лабораторий при кино-фабриках и экспериментальных кабинетов при учреждениях, ведающих научной постанов
кой кино-производства. Партсовещанию следует отметить, что развитие советской кино-хроники в настоящее время находится на ложном пути. Кино-операторы с увлечением снимают демон
страции, всевозможные празднества, снимают,
так сказать, парадную жизнь — в то время, когда нужно уделить максимальное внимание будничной хронике. Сегодня оператор, снимая вновь по
строенный рабочий поселок, стремится своей съемкой зафиксировать только внешнюю сторону, не вскрывая и не показывая подлинной жизни этого поселка, подлинного рабочего быта, его недостатков и успехов.
А. ЛАВИНСКИЙ
Наша кинематография в своем стремительном развитии имеет ряд неправильных уклонов. Партсовещание по вопросам кинематографии должно явиться тем руководителем, который даст надолго направление советскому кино по основным вопросам его строительства. Идеологическая уста
новка кинопроизводства в целом; кино-пресса, как организатор производственных коллективов и пропагандист за идею кинематографии проле
тариата; кинофикация деревни; создание культур-фильм — все это насущные вопросы, которые должны быть поставлены на обсуждение партсовещания. Партии необходимо принять решительные меры к плановому развитию советской кинематографии.
ОЛЬГА ТРЕТЬЯКОВА
[*] В связи с созывом в недалеком будущем партсовещания по вопросам кинематографии, ре
дакция «Н. З.» считает необходимым представить возможность ряду кино-работников высказать свои мнения на страницах журнала.
„Кружева Реж. С. Юткевич
Кадр из немецкой фильмы (Вальтер Слезак)


„БАБЫ РЯЗАНСКИЕ


Художественная фильма, отражающая жизнь советской деревни, должна занять одно из основ
ных мест в нашей кино-продукции. Историкоэтнографическая культур-фильма, фиксирующая отмирающий быт той же деревин (обряды, обы
чаи, одежду, утварь и т. п.) тоже нужна, но по характеру своего материала она, конечно, лишена большой остроты и значительности.
Фильма «Бабы рязанские» представляет собою попытку связать эти виды фильм в одно це
лое. Но эта попытка безнадежна в корне, такие фильмы органически противоречат друг другу:
художественная деревенская фильма должна активно организовывать и закреплять новые на
рождающиеся формы быта, а этнографическая культур-фильма — пассивно запечатлять, документировать его уходящие элементы.
Авторы фильмы «Бабы рязанские» сделали упор на этнографию, расценивая советский «колорит» только как неприятную, хотя и неизбежную политическую обязанность. Пора граждан
ской войны (время действия) не отражается на фильме никак, если не считать нескольких дат и советских терминов в надписях. Стремление
к «классической» этнографичности, нежелание считаться с тем, что в охваченный сценарием пе
риод меньше всею в деревне было подобной праздничной этнографии, привели авторов к не
глубокой в своей основе отделке внешних, несущественных деталей быта. Типаж актеров, костюмы, манера держаться — все напоминает сусаль
но-красивые восковые «типы народностей» из Исторического Музея.
Концовка фильмы предоставляет зрителю самому догадываться о развязке, которая с одина
ковыми основаниями может решаться в прямопротивоположных направлениях. Лишенная тем самым политического смысла и сюжетной цель
ности, фильма «Бабы рязанские» заслуживает резко-отрицательной оценки. Зритель не обязан заниматься анализом. Он воспримет советскую деревню в этой фильме, как некий экзотический край, где нравы дики, женщины прекрасны, где советская власть и не ночевала. Не в «этнографических» сарафанах, тройках, каруселях сущность нашей сегодняшней деревни!
ЛЕВ ШАТОВ


ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ


В ответ на письмо исполнителей «Отжитого времени» А. В. Сухово-Кобылина в театре имени Комиссаржевской («Нов. Зритель», № 44) сооб
щаю, что ошибка в указании имени режиссера этого спектакля в моей книге «Преступление Сухово-Кобылина» будет исправлена во 2-м издании.
Л. ГРОССМАН