БОЛЬШОЙ советский ТЕАТР

К вопросу о путях и перепутьях современного театра
Летоисчисление советского театра, обычно, начинают с Театра РСФСР Первого. И справедливо.
Его вдохновитель Вс. Мейерхольд, действительно оказался тем исторически неизбежным каменщиком, который заложил первый кирпич в фун
дамент советского театра. Он не только перебил хребет старого буржуазного театра, но и создал первые черновые наброски нового.
Какова оказалась дальнейшая судьба основоположника нового театра — вопрос иной. Во вся
ком случае, поставленные им задачи строительства нового театра, тесно связанного с общим процессом революционного переустройства, во
шли в жизнь кай одна из непременных ее функций. С этого момента дальнейшую судьбу нового дела стала решать уже история, свободная и суровая в выборе своих практических выполнителей.
Вс. Мейерхольд — эффектная и блистательная фигура театрального диктатора. Но такие фигуры знаменательны и выигрышны либо в период застоя, либо в периоды боевых пожаров. Такие герои периода штурма и натиска: попадая в обстановку начала капитального строительства, чаще пре
вращаются в скептиков, отрываются от реального бытия и залетают в абстрактный мир метафизиче
ской фантастики, либо начинают капитулировать
и облыжно преклоняться перед представителями старой культуры. Вс. Мейерхольд, вместо того, чтобы, не выпуская из одной руки меча, другой взяться столь же умело за плуг, — неожиданно зашатался. Разве не замечательно:, что к десятиле
тию Октября руководимый им театр дал такой спектакль, как «Окно в деревню». Речь идет о качестве выполнения этой постановки.
Жизнь не задерживается ни на секунду. Неумолимая история делает свое дело. Молодой советский театр ждать не мог и, отправляясь уже от завоеванного Мейерхольдом, должен был образовать для себя новое русло, отвечающее даль
нейшему историческому этапу. И жизнь подвела нас к новому театральному горнилу — театру им. МГСПС, упорно и последовательно крепившему основы подлинно советского театра.
Поднимаясь на глазах современников, к десятилетию Октября этот театр, вместе со своим Ру
ководителем т. Е. О. Любимовым-Ланским, пред
стал перед массовым зрителем уже в великолепном абрисе героически монументальной постановки «Мятежа» Фурманова и Поливанова.
Пользуясь случаем, мы снова утверждаем, что в театральном искусстве, в связи с Октябрем, четко наметились два встречных социально-художественных русла. Одно — образуе
мое людьми, кровно связанными с восходящими силами жизни и видящими окружающее глазами молодого класса гегемона. Другое — идущее от ста
рых мастеров, которые, правда, стремятся к революции, но в силу ряда причин оценивают явле
ния строящейся жизни все же с точки зрения своего старого, отживающего миропонимания. Это становится особенно наглядным, если взять ту же юбилейную постановку «Мятежа.» в существующей сложной атмосфере театрального окружения.
Московский Театр Революции только начинает подавать признаки возрождения («Голго
фа»). В значительной мере родственен ему Театр Пролеткульта («Власть»). Почти равным театру им. МГСПС является молодой талантливый коллектив театра им. Вахтангова. Все остальные
драматические театры, каждый по мере сил и возможностей, подошли к разрешению десятилетней постановки, но... с другого конца. Социально законченнее это выразилось, конечно, и «Бронепоезде» МХАТ’а I.
Вернемся к «Мятежу». По замыслу «Мятеждолжен быть титаничным. Но это возможно толь
ко при одном условии: надо, чтобы постановка оказалась художественно и политически оправданной. И театр дал мотивированные, т.-е. внутренне проработанные образы. Он просто, но убедительно вскрыл идею и достойно оправдал ее
Е. О. Любимов-Ланской
художественно и политически; монолитно отобразил размах, патетику, внутренний смысл и му
зыку революционной войны. Смотря спектакль буквально проставить в происходящее действие. Секунда и кажется утрачена граница между сиеной и зрителем, куда последнего невольно и на
пряженно влечет на помощь общему великому делу.
Здесь дело не в одной собственной зарядке. Спектакль настолько идейно и творчески конденсирован, что он усиливает и разжигает ее, же
лезно скрепляя рост общественного человека. Иными словами, октябрьская постановка театра им. МГСПС, в полном смысле этого слова, отве
чает общей задаче нашей эпохи. Она активно содействует целостному развитию социальной личности.
Стоит только обратиться к массовому организованному зрителю, как мы уже слышим вполне определенный отзыв. Массовый зритель любит этот театр, искренно объявляет его своим; театр, в лице руководящего состава, в свою очередь, от
крыто и с любовью сам идет к своему зрителю (отчетные доклады и беседы на фабриках, заводах, профцентрах и местных профорганизациях).
Впрочем, мы не сомневаемся, что и «Мятежвызовет кое у кого неудовольствие. Мимикрия,— скажут, вероятно, заядлые шептуны, не упускающие случая бессильно съязвить о каждом прояв