„МЯТЕЖ

«Мятеж» в театре им. МГСПС — одна из лучших его постановок по внушительной и велича
вой простоте, по темпу, по ритму и созвучности частей. Единство оформления, текста и игры дало монолитный спектакль потрясающей силы. Немудрено, что спектакль этот заслонил автора. Зри
тель следит не за репликами отдельных лиц, а за массой и действием ее в целом. Его не
захватывает индивидуальная драма, он даже не замечает личного торя участников, иногда, на
оборот, оно воспринимается в комическом угле
зрения. Драма, социальная трагедия верных и на смерть послушных долгу строителей советско
го государства стушевывает все личное и инди
видуальное. И в этой трагической социальной борьбе, конечно, и не важны отдельные реплики, не так существенны мысли и речи, — они пред
назначены не зрителю, а действующей на сцене толпе, в которой нужно пробудить и выкристализовать сознание гражданского долга.
Так поставлена задача и выполнена весьма продуманно до мелочей.
Живая толпа на сцене не отделена от зрителя рампой, она связана с окружающим миром дорогой, проходящей через партер. Движение и расположение масс на этой дороге и на сцене в не
скольких планах, единовременное выступление действующих лиц в разных концах, краткость перерывов между этими выступлениями, вслед
ствие чего внимание не сосредоточивается и не может сосредоточиться на отдельных участках, как это обычно преследуется, — создают своеобраз
ные условия, в которых образ подлинной толпы врезается в ваше восприятие, независимо от вашей воли.
Художник как бы задался целью не копировать действительность, не дать модель реальной массы на сцене — задача по существу ложная и неосуществимая да еще при ограниченных ресур
сах театра МГСПС — а упорно добиваться сделать реальным само восприятие условного по существу зрелища. Сквозь призму условных движе
нии групп условных выступлений отдельных лиц, условного размещения на сцене человече
ских масс — зритель созерцал не картину того, как происходил в действительности мятеж, а усваивал с потрясающей правдивостью положение одного из участников этого движения, поло
жение страстно заинтересованного человека, а не просто наблюдателя, сидящего на платном ме
сте в театре. Вот почему он не успевал следить
за отдельными репликами, не успевал охватить сразу все поле целиком, да и сам художник не шел в этом отношении к нему навстречу, — но зато он ощущал душу толпы, зато он был в сердце мятежа, зато почти-что сам подвергался
Вверху: на митинге. В центре: Ная — Окунева.
Внизу: Кокум-бой Лепковский
опасности быть в ответе. Через призму сценических комбинаций воскресали переживания современника и соучастника драматического эпизода, отраженного пьесой. Театр жил, как театр, сцена как сцена, актер как актер, но зритель жил как гражданин.
Вот это-то мы и считаем крупнейшим достижением, заслуга которого тем внушительнее, что оно получено при минимальной затрате средств.
В игре актеров давал себя знать сплоченный
и дружный коллектив, проникнутый единством