ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ


Тов. М. Ольшевец («Известия» № 269) очень недоволен отзывом о «Бронепоезде» МХАТ’а I в «Вечерней Москве». Отсюда; разумеется, он недоволен и всеми иже с ним, т.-е., как он говорит, лево-критическими оценками этой постановки:
«Невпопад бухнул в большой колокол».
Что ж, может Действительно ошибается автор рецензии «Вечерней Москвы» и прав т. Ольше
вец? Но посмотрим, в чем по существу причина такого громкого гнева нашего уважаемого автора:
«Просматривая газетные рецензии о юбилейных спектаклях, мы готовы были впасть даже в чрезвычайный оптимизм насчет единства критических оценок и написать приблизительно следующее... Нет больше группиро
вок, — мы приближаемся к единству критики(курсив наш. Ред.).
Но...
«Увы, увы! Нам не пришлось написать эти строки», — пишет тов. Ольшевец. А нам — заявим от себя — не удалось, к счастью, услыхать такое заявление. А почему? Да по очень простой причине. Во-первых, думать о возможности исчезно
вения художественных группировок уже сейчас — это знаменовало бы прыжок через голову нормально происходящих творческих процессов. Во-вторых, это значило бы предлагать, так сказать, свои тезисы к резолюции ЦК ВКП(б) по вопросам политики партии в области художественной литературы. А она, как известно, легла так


ЗВУК В TEAТРАХ


(Эпизод из „Дела о звуке в березовой роще“)
РЕЖИССЕР 1-ый (под «пролетария»). Дыбом надо, дыбом.
РЕЖИССЕР 2-ой (генеральского вида). Позвольте, как дыбом? Впрочем вы, не обращайте на него внимания. Он у нас ушиблен.
СЛУЖИТЕЛЬ (в форме, на вытяжку). Александр Степаныч, там автор добивается насчет пьесы.
РЕЖИССЕР 2-ой. Нас нет, нет...
СЛУЖИТЕЛЬ. Он слышал голоса, Александр Степаныч. Ответственный.
РЕЖИССЕР 3-ий. А, ответственный, где же он там?
СЛУЖИТЕЛЬ, А он на стуле, который без сиденья... в углу тут под лестницей.
РЕЖИССЕР 2-ой. Скажи, голубчик, у нас полит-художественный совет, нельзя.
СЛУЖИТЕЛЬ. Он настаивает, Александр Степаныч.
РЕЖИССЕР 2-ой (раздраженно). Кто он?
СЛУЖИТЕЛЬ. Автор. Говорит, я раз десять приходил и ждал по часу и больше.
РЕЖИССЕР 2-ой. Господа, какую-то пьесу... никто не видел? ГОЛОСА.
— Я не видел. — Не знаю.
РЕЖИССЕР 2-ой. Я тоже. Даже заглавия не знаю. (К служителю). Поищите, где-нибудь тут. АВТОР (входя). Виноват...
РЕЖИССЕР 2-ой (к автору, наступая). Что такое? — врываетесь в занятия .. Это вам нс семнадцатый год, не семнадцатый.
ТИМ„Окно в деревню“
же в основу решений и партсовещания по вопросам театра. Мы все хорошо помним, что одним из основных пунктов мнения партии в отношении художественного строительства является предо
ставление свободы конкуренции художественных группировок на основе господствующей классо
вой идеологии. Впрочем, мы не сомневаемся, что и т. Ольшевец стоит, конечно, на такой же точке зрения, а брошенная им фраза в фельетоне есть лишь занятный юмор — непременный аСССРтимент всякой статьи такого жанра. И впрямь, после всех произведенных атак на критику, заявляв
шую, что «Бронепоезд» — это продолжение «Дней Турбиных», или, другими словами, что в этой по
становке, на ряду с некоторым переломом, все еще силен специфический мхатовский дух, в итоге сам же тов. Ольшевец признает:
«Можно и должно указывать на то, что рабочим, показанным МХАТ’ом, «чего-то не хва
тает», что большевик Пеклеванов не самый настоящий... что даже крестьяне но совсем «сегодняшние», а довоенные. Все это — неизбежные дефекты, на которые следует указывать, которые следует преодолевать».
АВТОР. Я только спросить насчет пьесы.
РЕЖИССЕР 2-ой. A-а... Я как раз читаю. Как это... заглавие... очень коротко и непонятно.
АВТОР. Наоборот, заглавие длинное — в четыре слова.
РЕЖИССЕР 2-ой. Да, Да, вот именно. И я хотел сказать. Так оно длинное, а по содержанию короткое. В общем сыровато. Вряд ли вам удастся быть на сцене.
АВТОР. Виноват, я уж ставлюсь. Даже аки... РЕЖИССЕР 2-ой. О, да, да. Вот именно — и я хотел сказать. Помилуйте, с вашим именем... Прошу садиться. (К служителю.) Посмотри, голуб
чик, там в ящике, где галоши ставим. (К автору.) Но, знаете, у нас принято — мы ставим только пьесы, в которых кто-нибудь из нас режиссеров заинтересован...
АВТОР. Как заинтересован? Чем?
РЕЖИССЕР 4-ый. Что значит «чем»? Всем!
АВТОР. Я не понимаю... Я думал не в интересах режиссеров, а в интересах трудящихся, как в декрете сказано.