Игнатий Нивинский—случайный гость сцены. У него было мало постановок, но каждая из них невольно при овывала внимание четкостью ли
нии, скупостью красок, чувством архитектурных форм и знанием техники сцены.
Игнатий Нивинский — не театральный художник, т.-е. не только театральный художник. Он— офортист и в этом разгадка его театрального творчества.
Выставка офортов Нивинского дает ключ к пониманию его театрального творчества потому, что вся сценическая работа Игнатия Нивинского тесно связана с его графикой.
Ему нравится правильная линия, строгое контрастирование цветов, поскольку они претворяются в его гравюры или офорты,
Он скуп на краски, как будто он работает для воспроизведения, слегка стесненный техническими условиями печати. И в этом соединении графики
с чувством театральности заключается главное обаяние его работ.
Нивинский—архитектор. Ему нравится строить на сцене. Ему мало дать фон, он хочет сам войти в театральное действие, он хочет, чтобы его декорации составляли бы часть спектакля, входили бы в самое действие. Резцом гравера он проходит по всем персонажам, он заостряет их, заставляет оживать маски, на ряду со своими архитектурными формами, которые он преподносит зрителю подчеркнутыми.
Цель его—с возможно меньшей затратой сил и средств достичь наибольшей выразительности. Перенесение одних и тех же форм с места на место, повороты их в ту или иную сторону, система зана....сей между архитектурными построениями, легкое изменение орнаментовки дает каждый раз новое впечатление. В те же архитектурные формы, в то же постоянное разрешение площадки вписываются детали, которые отличают
по ходу действия вышли два актера жандарма и арестовали Тартюфа сами. Мне пришлось уйти ни с чем.
— Однако... Это просто - подвох!..
— О, не говорите! Эти театры пускаются на всякие хитрости, чтобы как-нибудь избежать законных мер пресечения. Так,
например, обер-лейтенант Шумахер имел предписание арестовать некоего шотландца Макбета в первом акте, немедленно после совершения и убийства с заранее обдуман
ным намерением. Обер-лейтенант готовит своих людей для задержания этого Макбета
И его сообщницы — лэди Макбет, и вдруг акт начинается с угрызений совести со сто
роны самого Макбета. Пос..ол..ко собственноличные признания преступника не доста
точны для возбуждения против него дела, обер-лейтенант от каких-либо мер отказываетея и уводит свою команду в казармы. И что ж оказалось? Дирекция театра, которой крайне не выгодны аресты в первом
„Орфей в аду . Рис. Владимирского
эпоху от эпохи, особенности одной культуры от другой и те индивидуальные черты, которые свойственны данному зрелищу.
Н. ГИЛЯРОВСКАЯ
акте, срывающие спектакль, переставила первое действие с одним из последних, и бедный Шумахер был введен в заблуждение.
— О эти театры! Наша служба самая тяжелая в мире...
... А вечером специально отведенные камеры и казематы будут заполняться загримированными людьми в костюмах всех времен и народов.
И на вопросы, за что каждый из арестантов попал в тюрьму, многие будут отвечать.
— За преступление Гамлета, принца Датского. (Убийство высокопоставленного лица
Полония правда, в состоянии возбуждения).
— За республиканские убеждения Брута... — За взяточничество Сквозник- Дмухановского...
И все это из-за глупости одного, черезчур усердного лейтенанта берлинкой полиции...
В. АРДОВ


ОФОРТ И СЦЕНА


ДНЕПРОВ, СУСЛОВ, СОКОЛЬСКАЯ, БРАВИН.