ЭКРАН

К ПАРТСОВЕЩАНИЮ [*]

Чего мы ждем от партсовещания по линии упорядочения художественно - идеологической и сценарной работы?
Прежде всего, необходимо изменить основную установку советской кинематографии, идущей по линии наименьшего сопротивления, «потрафляющей» устоявшимся вкусам мелкой буржуазии и мещанства, слишком медленно поворачивающей
ся лицом к рабоче-крестьянскому зрителю, к его культурным запросам и нуждам. Надо вырвать с корнем не случайно брошенный некоторыми руководителями кинематографии лозунг, — «девяно
сто процентов коммерции и десять идеологии...» Никаких процентов!!. Советская кинематография обязана искать коммерцию в новой советской те
матике, и идеологии. Она должна помочь парши к советской власти в проведении культурной революции, в переустройство быта, в социалистическом строительстве.
Сердцевиной производственной кино - работы является сценарное дело, на которое в первую оче
редь необходимо обратить внимание партсовещания.
Важнейшим вопросом в сценарном деле является вопрос организационный. При разрешении его лучше всего всходить из конкретного опыта какой-нибудь крупной кино-организации, напр., Совкино.
Организацию сценарного дела в Совкино я мыслю следующим образом: (излагаю, согласно просьбы редакции, очень кратко и схематично): а) Руководящим органом по сценарной части дол
жен быть Художественный Отдел при правлении Совкино, директивы и указания которого по этой линии обязательны для фабрик. Художественное и идеологическое руководство не может быть распыленным и децентрализованным. б) Практика показала, что фактически идеологическое руководство находится в руках того органа, который заготовляет темы и либретто (подробно разработан
ный сюжет), а не того, кто утверждает готовые либретто или сценарии (напр., ГРК). Вот почему за Центральным Художественным Отделом не
обходимо сохранить право заготовки тем и ли
бретто. в) Проведение такой системы встречает непреодолимое препятствие л нелепой организационной структуре Совкино, по которой руководителями фабрик назначены не простые директора, знающие свое дело, а члены правления. В результате — директор фабрики (он же член правле
ния) не желает (и не будет) выполнять директивы другого члена правления, заведующего Центральным Художественным Отделом. Именно это обстоятельство все время срывало сценарную работу в Совкино. Вывод: члены правления не
должны быть директорами фабрик, г) При Художественном Отделе Совкино должен быть расширенный Художественный Совет, в составе представителей главнейших организаций и учрежде
ний, заинтересованных в кино-деле (Норкомпрос,
культотдел ВЦСПС, АПО ЦК ВКП(б), ЦК ВЛКСМ, Рабис и другие, согласно положению, уже утвер
[*] В связи с созывом в недалеком будущем партсовещания по вопросам кино, редакция «Н. З.» считает необходимым предоставить воз
можность ряду кино - работников высказать свои мнения (см. «Нов. Зр.» №№ 48 и 49).
жданному коллегией Наркомпроса). Являясь совещательным органом, расширенный Художественный Совет должен принимать участие в разра
ботке тематических планов Совкино, заслушивать отчетные доклады о ходе работ но сценарной линии, о выполнении намеченного годового плана и т. п. д) На каждой фабрике должна быть своя художественная часть, кото
рая, согласуя работу в основном с центральным Художественным Отделом, перерабатывала бы либретто в сценарии при участии авторов либрет
то и соответствующего режиссера. Она же должна наблюдать за постановкой картин со стороны художественного оформления их, не подавляя, однако, творческой инициативы режиссера и поста
новочного коллектива, е) В целях укрепления свя
зей с писателями-сценаристами, а также в целях поднятия их квалификации — при фабриках должны быть организованы сценарные мастерские, которые помогали бы художественной части, как в изыскании тем, так и в разработке либретто и сценариев.
Вот вкратце схематический набросок организации сценарного дела, который следовало бы подвергнуть обсуждению еще до партсовещания.
П. БЛЯХИН
Почти все без исключения кино-театры, в чьем бы ведении они ни находились, делают
свою ставку в области кино не на культурнопросветительное обслуживание населения, а исключительно на коммерческую сторону. Руководители кино-театров объясняют это тем, что по
литика Совкино, как в самом прокате, так и в принудительной произвольной выдаче фильм, — толкает сами кино-театры на коммерческий путь.
Руководители) кино-театров ставят кино-политпросветработу на последний план; между тем, они ясно сознают, что придание внутренне-культурного вида театрам, организация элементарных форм культурно-просветительной работы, вроде шашек, шахмат, газет, журналов, на
клеивания вырезок отзывов прессы, ответов на вопросы и т. д., — привлекает зрителей не толь
ко к самому театру, но и к вопросам вообще на
шей советской кино-общественности, приобщая косвенно таким образом зрителя к ОДСК.
Даже эти малые формы политпросветработы, несомненно, привлекают зрителя в театр и являются интересными и в коммерческом отношении.
Пример этому — Первый Рабочий кино-театр и кино «Великий Немой». Встав на этот путь, УМЗП практически видит, что эти мероприятия по проведении дают несомненно положительные практические результаты.
Другой формой политпросветработы является правильная постановка кино-рекламы, отвечающей характеру картины в противовес рекламе дутой, денежной, рассчитанной на кассу с ссыл
ками на заграничную прессу и подобранными фото, определенно действующими на низменные инстинкты зрителя.
Несмотря на старые методы работы кинотеатров, которые несомненно зависят от непра
вильной политики Совкино, считающего кино только коммерческими предприятиями — УМЗП. под руководством ГубПП, начинает проводить работу по московским кино-театрам. И мы пола
гаем, что созываемое в январе кино-совещание при ЦК партии, подтвердит неоднократно выска
зываемые на съездах утверждения, что кино являются культурно-просветительным учрежде
нием а не коммерческой «лавочкой».
ЯКОВЛЕВ