ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ


Ныне уже нет споров о важности роли деревенского театра. Отсюда само собой ясно, на
сколько должно быть сосредоточено внимание на вопросах репертуара деревенского театра и на правильном снабжении его соответствующими пьесами. И, вот, мы видим, что
«в настоящее время, — пишет «Деревенский Театр», ежемесячник ГПП и АПО ЦК ВЛКСМ, — издательство, преобразованное в ТЕА-КИНО-ПЕЧАТЬ и является глав
ным и основным издательством пьес. Громадное большинство пьес для города и деревни выпущено именно этим издательством».
Короче говоря, заявляет журнал, все то, что можно сказать о деревенской драматической ли
тературе, может быть отнесено, прежде всего, к Этому издательству. И что же?
«Наряду с пьесами удачными, нужными и современными (ИХ МЕНЬШИНСТВО),— читаем далее, — ИЗДАЕТСЯ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЬЕС ХАЛТУРНЫХ, НИК­ ЧЕМНЫХ И ДАЖЕ ВРЕДНЫХ».
Это одна сторона вопроса. В то же время, как узнаем мы из той же обзорной статьи, в изда
тельстве Теа-Кино-Печать имеются и другие но. В частности:
«ПРЕСЛЕДУЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЦЕЛИ КОММЕРЧЕСКИЕ, издательство мало считается с экономическими возможностями деревни и хотя издает книги хорошо, но издает их слишком дорого, по ценам малодоступным»...
Мы не будем сейчас анализировать и касаться причин подобного ведения дела, ограничившись на этот раз лишь одними ссылками, констатирующими и характеризующими важные недочеты Теа-Кино-Печати в области деревенской драматической литературы. Принимая во внимание общий характер издаваемой этим издательством литературы, пока мы скажем одно: пора Tea-Кино- Печати подумать о замене своей, так сказать, по
литики погони за внешне рекламным эффектам— политикой планомерного и делового проведения в читательские массы более выдержанной, полезной и, конечно, уже более содержательной литературы.
***
Как и следовало ожидать, все-таки нашлись такие критики, которые, хотя и с большими оговорками и достаточно торжественными «вступле
ниями», комплиментами, но не преминули, чтобы и итоге, правда, в мягкой форме и слегка, но вы
сказать некоторое неудовольствие но поводу «Мятежа» в театре МГСПС.
Так, в «Красной Газете» II. Марков в своем обзоре московских спектаклей о гражданской войне не преминул «отечески» указать театру на:


„ЛУНА СЛЕВА


Кабинет Ковалева.
КОВАЛЕВ (в телефон). Комендант? Это я, Ковалев. Вот что... Манька арестована. Савчук должно сбесится и на все пойдет... Он отчаян
ный... Как бы чего не взорвал и не поджег. Надо усилить караул. Без пропусков немедленно аре
стовывать, а с пропусками всех, кто бы там ни был... направлять в проверочный стол... в Чека. А то шантрапа и пропуска достает. Ну, да, воен
ное положение, а не китайская церемония... Во! Во! Сегодня же издай приказ! (Кладет трубку). Теперь Галочке позвоню. (Берет трубку). 73-08. Галя. Слушай, Галочка, не ходи поздно по ули
цам: как сумерки, так и домой. Опасно. Савчук сердит на меня. Я поймал его Маньку. Как бы не отомстил мне. Шпана его по закоулкам и сараям прячется. Меня не жди, опять на всю ночь уйду... Ничего не поделаешь. Жена большевика, должна привыкать... Ну, всего доброго, голубка, целую (кладет трубку). Товарищ Егоров! (звонит и колокольчик). Давай сюда арестованную. (Кра
сноармеец вводит арестованную). Постой за дверью. (Красноармеец выходит). Ну, садись, красавица.
АРЕСТОВАННАЯ (здоровая, красивая мещанка. Одета опрятно, по городски. На плечах шаль. В ушах серьги). Товарищ Ковалев, за что же вы меня арестовали? (Улыбаясь). Должно, обознались...
КОВАЛЕВ (мягко). А вы вот садитесь, потолкуем, узнаем. Сначала давайте познакомимся. Как фамилия, отчество, имя?
АРЕСТОВАННАЯ. Документ у вас... там все сказано.
КОВАЛЕВ. Тут у вас их два... Какой ваш? Или оба ваши?
Отрывок из комедии В. Билль-Белоцерковского [*]
АРЕСТОВАННАЯ. Мне и одного хватит. Вон тот, што в первой руке.
КОВАЛЕВ. А другой чей?
АРЕСТОВАННАЯ. Не знаю... по дороге нашла. Хотела в милицию снести, должно, кто потерял...
КОВАЛЕВ. А-а-а. Понимаю. Так как же вас звать-то?
АРЕСТОВАННАЯ. Та я ж кажу. В документе сказано.
КОВАЛЕВ. А я вот не разберу...
АРЕСТОВАННАЯ. Ну, Настасья Петровна. КОВАЛЕВ. Фамилия?
АРЕСТОВАННАЯ (нестественно кашляя). Мабуть, соломенна от хлеба в горле застряла. В теперешних хлибах соломы больше, чем зерна.
КОВАЛЕВ (читая, подсказывет). Соло-ду-бова. АРЕСТОВАННАЯ. Да... кх... кх... Солодубова. КОВАЛЕВ. Ой, нет, ошибся, Сологубова. АРЕСТОВАННАЯ. Hу да ж Сологубова. КОВАЛЕВ. А оказала Солодубова.
АРЕСТОВАННАЯ. Да я за вами повторяла. Не обратила внимания. Потом, того, у нас в сили хвамилию не пытають, бильши по батькови.
КОВАЛЕВ. А отца, как звали?
АРЕСТОВАННАЯ. Кар... (спохватилась). Петро. КОВАЛЕВ. Какой губернии?
АРЕСТОВАННАЯ (морща лоб). Херсонской. КОВАЛЕВ. Уезда?
АРЕСТОВАННАЯ. Алешки. КОВАЛЕВ. Возраст?
АРЕСТОВАННАЯ. 32.
КОВАЛЕВ (игриво). А на вид 25 не дам.
АРЕСТОВАННАЯ. Ну так що ж. Вы вот с виду тож молоды и, а годкив за 30 будет.
[*] В ближайшем времен и пьеса будет пока
зана в т. им. МГСПС.